К.В. Гусарина - Работа с детьми в музеях Нидерландов

Вестник 7 (Март 2005)

Работа с детьми в музеях Нидерландов

К.В. Гусарина, зав. сектором по работе с детьми

Возвращаясь к разговору о голландском семинаре, хочется рассказать об организации работы с детьми в музеях Нидерландов. Опытом этой работы с нами поделилась Диана Тиммер.

 Диана уверена в том, что «необходимо очень серьезно подходить к организации работы с детьми, так как дети - это наше будущее. Если дети будут наслаждаться музеем в детстве, то когда вырастут, обязательно вернутся и приведут своих детей».

Несколько лет назад Министерством образования Голландии была принята программа, и посещение учреждений культуры учащимися и студентами стало являться частью образовательного процесса. Государство оплачивает посещение музеев детям до 18 лет, что служит хорошим стимулом. (К примеру, Исторический музей Гааги в год посещает примерно 30 тысяч туристов. Около 15 % посетителей - это дети до 18 лет).   Музеи Нидерландов активно сотрудничают с различными учебными учреждениями. Детские образовательные программы создаются с учетом психологических особенностей детей разного возраста, с соблюдением принципа преемственности. Эта работа начинается с того, что из наиболее инициативных учителей и преподавателей формируется фокусная группа, которая обсуждает тематику музейных занятий перед началом учебного года. Затем составляется красочный буклет, который рассылается на имя каждого учителя. Далее составляется план работы с конкретной группой.       

Диана Тиммер сказала: «Главное в этой работе - научить детей смотреть музей, понимать его сложный язык. Но это не должно быть пассивное наблюдение, а активное участие. Детей нужно учить ненавязчиво, через игру, затрагивая весь спектр чувств. В старых экспозициях музеев очень много того, что можно посмотреть, но мало, что можно сделать. Мы хотим изменить эту ситуацию. Стараемся по возможности строить интерактивные выставки, разрабатывать новые программы». Интересен подход западных музеев к обучению детей музейными средствами. Занятия в музее включают не только беседы и экскурсии, но и многочисленные тренинги, упражнения. Как, например, дети рассаживаются на ковре, образуя круг. В центр ставится предмет, относительно которого необходимо задать пятьдесят вопросов, так как считается, что именно это количество вопросов позволяет достаточно полно узнать о предмете. Или такого рода задание: после внимательного рассмотрения предмета ребятам предлагается заполнить карточку «История предмета», составить этикетку, текст с рассказом о предмете, попытаться представить его в экспозиции, обосновать, какую тему он может раскрыть. Детская экскурсия по   музею оснащается специальными рюкзаками посетителя. Здесь необходимые принадлежности: бумага, карандаши, клей, фломастеры и т.п. В ходе экскурсии дети выполняют различные задания: рисуют, раскрашивают, наклеивают. В итоге у них в руках - книжка, которую они создали сами. Таким образом, посещение музея остается надолго в памяти ребенка. Для маленьких посетителей выдают   фотопортфели с необходимыми иллюстрациями и фотографиями (на время экскурсии его можно надеть на шею),   что позволяет ближе их рассмотреть. Дианой Тиммер была представлена передвижная станция с секретами - невысокая тумбочка на колесах с большим количеством ящиков, в отделениях которой находился разнообразный сопутствующий рассказу материал. Эту станцию можно перевозить из зала в зал, что позволяет рассказ экскурсовода дополнять различными интерактивными моментами. Очень нравится детям «Стена открытий», состоящая из множества маленьких дверей. За каждой дверцей этой стены находятся предметы, подчиненные определенной теме. Некоторые из них можно увидеть, если посмотреть в глазок или открыть дверь.   Ряд   предметов без этикеток и текстов, и если ты не знаешь, что это такое, то на створке найдешь описание. Все свои изыскания они заносят в рабочий лист, который у них в руках. Понятно, что детям очень сложно понять культуру прошлого, поэтому, общаясь с ними, как подчеркнула Диана, нужно создавать ассоциативную связь: прошлое - настоящее. Например, рассматривая картину, предложить детям придумать реплики ее героев, или составить послание от имени какого-либо персонажа людям, живущим в ХХ1 веке, или предложить из современных предметов, что находятся в корзинке, найти те, которые имеют отношение к картине. В экспозициях музеев дети могут попробовать свои силы в плетении рыболовных сетей, ковриков, в приготовлении блюд по старинным рецептам. В заключение каждого занятия обязательно нужно выяснить, что понравилось больше, о чем еще хотели бы узнать. Учителям, которые активно участвуют в подобных программах, выдают купон на бесплатное посещение музея. В течение года музей проводит детские творческие конкурсы, по итогам которых победители награждаются поездкой в другие города страны. 

Диана Тиммер посетовала на то, что в системе ведется работа с детьми младшего и среднего школьного возраста и менее активно - работа с детьми подросткового возраста. Посетителей этого возраста называют группой «Z» («зед» - имеется ввиду, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой). Иногда, оказывается, сложно найти подход к ним, надолго заинтересовать их внимание. Тогда в Историческом музее Гааги нашли интересное решение. Как известно, у каждого человека свой канал восприятия информации, поэтому свой любимый способ обучения. Кто - то любит слушать рассказ, кому - то удобней читать новый материал. Опираясь на исследования психологов, был составлен тест, по результатам которого определялся тип обучения. После решения заданий теста подростку выдавалась карточка определенного цвета. Такого же цвета выдавался подростку путеводитель по выставкам и экспозициям, но задания и вопросы в нем сформулированы с учетом преобладающего стиля обучения. Это заметно заинтересовало и оживило подростков.

Как отметила Диана, в совместной работе музея и школы главное - не регулярное посещение школьниками музея, а эффективность этой работы, интерес детей к музею. Для этого необходимо создание атмосферы комфортности в процессе совместной деятельности, открытости, сотворчества. Участвуя в музейных программах, ребенок имеет возможность овладевать знаниями, приобретать собственный опыт общения с миром. На сегодняшний день музей располагает огромным спектром различных форм работы, ежеминутно рождаются новые приемы, методики, инструментарии, которые призваны приобщать детей к национальной истории и культуре.