Г.О. Иванова - Поедет ли “Дионисий” в Италию?

Вестник 8 (Май 2005)

Поедет ли “Дионисий” в Италию?

Г.О. Иванова, директор музея

В феврале текущего года состоялась рабочая поездка в Италию. Цель поездки - переговоры об устройстве выставки «Дионисий» в г. Падуя. Главным организатором проекта выступает библиотека иностранной литературы имени М. Рудомино. В минувшем году, по инициативе директора этой библиотеки Е.Ю. Гениевой, в Москве и Санкт - Петербурге с успехом прошла итальянская выставка «Джотто в Падуе».

Участниками переговоров были Е.Ю. Гениева, директор Института искусствоведения А.И. Комеч, главный хранитель и заведующая выставочным отделом музея им. А. Рублёва и я. Наша группа встречалась с руководством провинции Падуя, коммуны Падуя (городской и областной уровни) и епископом Падуанским. В целом проект вызывает большой интерес, и на всех уровнях обсуждения было высказано желание итальянской стороны увидеть Российскую выставку в Падуе. Поэтому значительная часть из трёх дней, проведённых в Падуе, была посвящена обсуждению организационных и технических вопросов. И первый из них - место для выставки. В качестве вариантов были рассмотрены: дворец Раджони XIV в., один из храмов того же времени. Проблема заключается в том, что основу выставки будет составлять копийная реконструкция собора Рождества в натуральную величину (из фондов музея Рублёва), наш музей должен представлять 4-5 икон соборного иконостаса. Для экспонирования копий необходимо довольно просторное и высокое помещение, с минимальными требованиями по температурно-влажностному режиму. Все предложенные итальянцами памятники вполне подходят для показа копий, но не удовлетворяют условиям экспонирования икон. Последним было рассмотрено предложение по трёхэтажному дворцу-музею, на первом и третьем этажах которого действуют климатические установки, обеспечивающие необходимый температурно-влажностный режим. Совместно с итальянскими специалистами мы пришли к заключению, что дворец наиболее удобен. На первом сводчатом этаже можно было бы разместить большой информационный комплекс: фотографии, схемы, аннотации, видеосалон и т.д. Средний этаж, как наиболее отвечающий условиям безопасности, может быть использован для показа икон, но на нём пока отсутствует климатическая установка (хотя экспонируются памятники живописи из местного храма). Итальянцы обещали установить климатическое оборудование и отрегулировать режим в заданных параметрах. Обсуждалось и время проведения выставки, по предварительной договоренности, середина октября - ноябрь 2005 г. Итальянской стороне надо решить и финансовые проблемы, связанные с оплатой страховки и специализированной перевозки подлинников. Средства на вывоз копий музею Рублёва выделяет Агенство по культуре и кинематографии.

Во время пребывания в Падуе удалось посетить капеллу Скровеньи, где находится знаменитая стенопись Джотто. Посещение капеллы организовано примерно по тому же принципу, что и в трапезной монастыря с «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи (Милан). Посетители сначала проходят через две небольшие стеклянные секции с автоматическими раздвижными дверями. Таким образом, наружный воздух не достигает пространства самой капеллы. Одновременно в капелле могут находиться не более 20 посетителей. Нормализация режима и отслеживание параметров температуры и влажности осуществляются с помощью автоматизированной системы. Директор музея сообщил, что основные инженерные коммуникации проложены под каменным полом. При монтаже сетей было много проблем, поскольку капелла построена в начале XIV в. на римской арене I в. до н. э. Часть коммуникаций и ограждения носят очень откровенный характер, проложены на поверхности пола и одновременно вычленяют прямоугольную площадку в середине капеллы, по которой двигаются посетители. Знакомство с рядом других музеев убедило, что не только в капелле проблемы климата решаются путём создания автоматизированных систем. Мы нигде не видели локальных приборов для обогрева, увлажнения или вентиляции.

В результате этой поездки стороны договорились об обмене дополнительной технической информацией, после анализа которой должно состояться окончательное решение. Но уже сейчас масштабы выставки меняются в связи с тем, что итальянская сторона запросила сведения по копиям икон Успенского собора.