С.Н. Смирнова - Научно-просветительная работа музея в 2004 году

Вестник 8 (Май 2005)

 Научно-просветительная работа музея в 2004 году

 С.Н. Смирнова, методист

Научно-просветительная работа представляет тот аспект музейной деятельности, от которого в значительной степени зависит выполнение музеем функции образования и воспитания. Разные формы этой работы: экскурсии, лекции, передвижные выставки, массовые мероприятия, консультации - играют роль связующего звена между музеем и его посетителем.

Данная статья посвящена анализу научно-просветительной работы музея за

2004 г. В ней рассматриваются вопросы реализации её традиционных форм, приводятся основные показатели. В статье использованы данные журнала учёта массовой работы музея и справок о посещаемости.

Прежде чем перейти к обзору данных по конкретным формам научно-просветительной работы, необходимо дать сведения о посетителях. Итак, в 2004 г. в музее побывали 170 707 туристов. В результате исследования процентного соотношения категорий посетителей установлено, что иностранцы составляют 58 %, отечественные туристы - 42 %.

Наиболее характерной для музея формой научно-просветительной работы является обзорная экскурсия, ориентированная на туристов, приезжающих, как правило, на непродолжительное время. Анализируя экскурсионную деятельность музея, необходимо отметить, что она меняется в зависимости от сезона. Зимой количество экскурсионных посещений намного меньше, чем индивидуальных, а летом значительно возрастает процент организованных туристов. Всего в 2004 г. было проведено 5 000 экскурсий, в том числе по Архимандричьему корпусу - 3 604, по Казённой палате -1 245, по Поварне -1 141, по галереям стен - 392, по церквям - 483, по монашеской келье - 60, по выставкам в конференц-зале - 18, в открытом фонде керамики -13 экскурсий. Преобладающее число экскурсантов - иностранные туристы (97 651 - 76 %). Для детской аудитории в 2004 г. было организовано 413 экскурсий, на них побывали 9 497 учащихся. Обзорные экскурсии, в основном, проводились для иногородних школьников. Для местных детей предлагались образовательные тематические экскурсии. В прошлом году сотрудниками музея было организовано 293 тематических экскурсии. Ими обслужено 4810 человек, в их числе воспитанники детских садов (5%), школьники (48 %), студенты (17 %), взрослые (30 %).

Особая роль в научно-просветительной работе музея принадлежит лекциям. Музей организует чтение отдельных лекций и лекториев как в самом музее, так и в учебных заведениях города и района. За 2004 г. было прочитано 510 лекций (ими охвачено 8278 человек). В основном слушателями являются школьники и студенты. Сведения о количестве лекций, проведённых в различных образовательных и воспитательных учреждениях, показаны в таблице:

Итак, 66 % слушателей музейных лекций - учащиеся Кирилловской средней школы. Приобретение школьниками знаний в музее тесно связано с учебными программами: «Истоки 5-7 кл.», «Изобразительное искусство 1-4 кл.», «Введение в историю 3-4 кл.», «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 кл.», «Изобразительное искусство и художественный труд 5-8 кл.». Для расширения кругозора школьников учителя активно сотрудничают с музеем. Лекционные занятия в школе организуются и проводятся, в основном, в рамках вышеперечисленных учебных программ. Нами был проведён анализ возрастного состава слушателей музейных лекций. Установленные в процессе исследования данные представлены диаграммой.

Показатели свидетельствуют о неравномерном распределении и проведении лекционных занятий в классах, об отсутствии планомерной системы взаимодействия музея и школы на разных этапах обучения. В первую очередь, обращает внимание значительное число прочитанных лекций для учащихся 3-4х и 7-8х классов. В других классах эти показатели в два и более раза ниже. Так, во

2-м классе за год было проведено 27 лекций, в 1-х и 9-х классах по 7, в 10-м - 6,

в 11-х - 3 лекции. Такая неравномерность лекционной работы музея в школе объясняется тем, что она строится в зависимости от потребностей учебной программы. Учителя 3-4-х, 7-8-х классов намного чаще обращаются к музейным специалистам за помощью в проведении школьных уроков. Чаще пользуются спросом различные исторические темы. Несомненно, лекционная тема выбирается с учётом возрастных особенностей. Так, для учащихся младших классов чаще читались лекции, знакомящие с традиционными видами русского народного искусства, историей края. Учащимся средних классов предлагались темы по специфике видов и жанров изобразительного искусства, а также по русской художественной культуре. Для учащихся старших классов сотрудники музея читали лекции по древнерусскому искусству, по истории монастырей Белозерья. Следует отметить, что лидером по чтению лекций в музее по итогам прошлого года стала О.Г. Кузьмичёва (41 лекция). Также заслуживает внимания лекционная работа И.Г. Щукиной (38 лекций) и Н.С. Гостинщиковой (32 лекции).

Наряду с обзорными и тематическими экскурсиями, лекциями проводятся массовые мероприятия как отдельные, так и комплексные, сочетающие экскурсии, лекции, встречи, театрализованные представления. В 2004 г. проведено 147 мероприятий (в 2003 г. - 107). Ими охвачены 2 921 человек. Зрителями и участниками музейных мероприятий стали воспитанники детских садов (22 %), школьники (67 %), студенты (3 %) и взрослые (8 %). Чаще всего музейными сотрудниками проводились «Вертеп» (30 мероприятий), «Клад в монастыре» (12 мероприятий), «Музейное поле чудес» (12 мероприятий), «Великая государева крепость» (9 мероприятий), различные мастер-классы (47 занятий).

К внемузейным «выездным» формам научно-просветительной работы относятся передвижные выставки, которые посетили 1028 человек. Главное значение передвижных выставок для музея состоит в возможности обслужить отдалённые учреждения района. В прошлом году передвижные выставки были в Чарозерской, Алёшинской, Вогнемской средних школах, доме-интернате и средней школе с. Талицы, Доме культуры и средней школе с. Волокославино, Доме культуры с. Горицы, а также в некоторых культурных и образовательных учреждениях г. Кириллова: Культурном центре, Центральной районной библиотеке и Досуговом центре (кинотеатр). Наибольшей популярностью пользовалась передвижная выставка «К юбилею музея», подготовленная М.Н. Травниковой. Всего в 2004 г. было организовано 10 новых выставок: «Далёкая война. 100-летию русско-японской войны посвящается», «Кириллов спортивный: страницы истории», «Волго-Балт в жизни кирилловцев», «Кирилло-Белозерский музей-заповедник. История и современность. К 80-летию музея», «К юбилею музея», «Джанна Тутунджан. Графика. Живопись», «В поисках вдохновения. Выставка работ Н. Антоновой», «Реставрация архитектурных и художественных памятников Кирилло-Белозерского музея-заповедника», «Семья Церковницких в истории и культуре города Кириллова», «Мир кукол Нины Грошниковой». Данные выставки привлекли значительное число посетителей -11 273 человека.

Ещё одной формой деятельности музея является работа детских творческих студий. В настоящее время функционируют три студии: «Цветик -семицветик», «Кирилловская роспись» и «Мы - волшебники». В 2004 г. было проведено 83 студийных занятия для 29 человек. Работа студий предполагает систематическое и последовательное изучение музейных коллекций, тем самым стимулирует детей на получение новых знаний и впечатлений. Несмотря на то, что в студиях занято небольшое количество человек, эта форма научно-просветительной работы наиболее эффективна.

Подводя некоторые итоги, следует отметить, что результаты, полученные в процессе анализа научно-просветительной деятельности в 2004 г., дают представление о важнейших её направлениях, об организации системы отношений “музей-посетитель”. Несомненно, самыми распространёнными формами работы с посетителем остаются экскурсии и лекции. Однако с конца 2004 г. всё большую роль начинают играть массовые мероприятия, мастер-классы и другие формы работы, которые готовятся сотрудниками разных отделов музея. Происходят переход к более современным методам работы.

В новом году в научно-просветительной работе музея появятся новые образовательные программы, а значит, можно ожидать новых результатов.