С.Н. Смирнова - Путешествие по Суоми и Скандинавии

Вестник 9 (Май 2006)

Путешествие по Суоми и Скандинавии

С.Н. Смирнова, ученый секретарь

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании

 неизвестного, в вечном усилии познать больше»

 Эмиль Золя


Древние говорили: «Если у тебя нет учителя, то твоим учителем может стать путешествие». Тяга к познанию мира через путешествие - неотъемлемая часть человеческого существования. Путешествия в древние времена были сопряжены с огромными трудностями, являясь уделом избранных. К XXI веку границы мира резко расширились, путешествия стали доступны массам. Каждое путешествие открывает новый мир, всегда даёт яркие и глубокие впечатления.

Уже несколько лет подряд администрация музея дарит сотрудникам увлекательные путешествия по городам России для ознакомления с историческими памятниками, музеями. В 2005 г. сотрудникам была предоставлена возможность посетить ряд зарубежных стран. Визит в некоторые из них был связан с активной выставочной деятельностью музея за рубежом. В связи с этим были организованы поездки в США, Италию. Не менее интересным и полезным для сотрудников музея стало познавательное путешествие в Финляндию и Швецию, о котором хотелось бы рассказать поподробнее. Это был насыщенный и динамичный тур. Он позволил за короткое время и с минимальными затратами познакомиться с основными достопримечательностями столиц вышеупомянутых стран.

Итак, обо всём по порядку…


20 октября.

В 21.00 автобус с группой в количестве 35 человек отъехал от Казанской башни и направился в сторону Санкт-Петербурга. Там мы планировали пробыть целый день. В программу поездки было включено посещение Екатерининского дворца в г. Пушкине и Музея воды в северной столице. После этого в 24.00 мы должны были из Питера отправиться в Хельсинки. В общем, планов много, а впереди - бессонная ночь…

 

21 октября.

В г. Пушкин мы приехали очень рано. До экскурсии в музее «Царское село», которая начиналась в 10.00, оставалось ещё много времени. Позавтракав в автобусе (кафе ещё не работали), мы отправились на прогулку в сторону Екатерининского дворца. На улице был жуткий холод, ветер пронизывал насквозь. Для посетителей музей ещё был закрыт. И нам ничего не оставалось делать, как ждать. Наше внимание привлекли дворники. Одетые в униформу, они специальными граблями-щётками убирали мусор с дорожек, посыпанных красной каменной крошкой. От их количества создавалось впечатление, что на каждый квадратный метр приходится по одному дворнику.

Число посетителей, ожидающих открытия музея, с каждой минутой увеличивалось. И мы даже увидели своих знакомых, «наших вчерашних туристов» с теплохода «Пахомов». Несмотря на то, что туристический сезон заканчивался, желающих посетить знаменитый дворец было огромное количество. В раздевалке и у кассы постоянно толпился народ. Неизменный интерес у туристов вызывает, несомненно, Янтарная комната. Слишком много о ней говорят и пишут. Однако многих наших сотрудников она несколько разочаровала. Безусловно, восприятие Янтарной комнаты не может быть однозначным. Но одно неоспоримо: воссоздание Янтарной комнаты Екатерининского дворца - одно из самых значительных достижений в истории мировой реставрации. Экспозиция Екатерининского дворца-музея охватывает историю почти 300-летнего существования выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, участвовавших в его строительстве и отделке в XVIII-XIX вв., а также с современным состоянием уникального ансамбля, с работами реставраторов, возродивших дворец после Второй Мировой войны. После посещения дворца нам предложили экскурсию по Екатерининскому парку. Однако из-за плохой погоды многие отказались и направились на временную выставку «Слабости, увлечения, наслаждения… (Мужчина и женщина в стародавние времена)». Эта выставка никого не оставила равнодушным. Представленные на обозрение экспонаты - только часть когда-то очень большой (свыше 700 предметов) эротической коллекции, которую из поколения к поколению собирали русские императоры. В 1930-40-е гг. она была засекречена и демонстрировалась только избранному кругу посетителей. В 1950 г. многие предметы были уничтожены по решению специальной комиссии как произведения, не имеющие «художественной» ценности и недостойные хранения. На выставке представлены скульптура, медали, разнообразные предметы бытового назначения - коробочки и табакерки, курительные трубки и игральные карты, изделия из фарфора и керамики, декорированные эротическими сюжетами. Выставка расположена в залах павильона Холодных бань. Они выбраны не случайно, так как придают оттенок интимности. К тому же рядом, в Зубовском флигеле Екатерининского дворца, находились комнаты фаворитов императрицы Екатерины II, которая, как считается, положила начало коллекции.

А потом были обед и переезд в Санкт-Петербург, где в 15.00 нас ждали в Музее воды. При составлении программы мы долго думали, какой музей Петербурга посетить. По совету наших коллег, выбрали недавно открывшийся Музей воды. Действительно, это интереснейший музей и его стоит посетить, особенно детям. Находясь в музее, мы даже позабыли об усталости, которая преследовала нас после бессонной ночи. Большая заслуга в этом принадлежала экскурсоводу.

Музей расположился на территории предприятия «Водоканал», в водонапорной башне XIX в. В холле с фонтаном поставлена тумба-компьютер с интерактивной программой, которая показывает работу водонапорной башни. А внутри на трех этажах развернулась экспозиция, представляющая историю водоснабжения от Древнего Египта, Греции и Рима до наших дней. Среди экспонатов есть действующие водяные часы, уникальные документы, чертежи, образцы старинной арматуры, сантехники, предметы быта, связанные с потреблением воды, фильтры и системы водозабора, диспетчерский пульт, крышки люков, пожарное снаряжение, инсталляции из металла. И все это разнообразие предметов объединено темой воды - самого распространенного и самого простого химического соединения, без которого, правда, не может обойтись ни одно живое существо на Земле. В музее также находится макет исторического центра города, крупномасштабная карта Невы для показа гидрологического режима, состояния водных ресурсов Петербурга, возможных чрезвычайных ситуаций при наводнениях, экологических катастрофах. С макетом соседствует интерактивная экспозиция «Подземный Петербург». В очень хорошем настроении мы покинули музей и напоследок сфотографировались на память рядом со скульптурной группой «Петербургский водовоз». Программа дня в Петербурге была выполнена, и у нас оставалось несколько часов свободного времени до отъезда в страну Суоми, до 24.00. Каждый использовал это время по своему усмотрению. Те, у кого были ещё силы, гуляли по городу, другие отдыхали в автобусе … Вскоре наступило долгожданное время. Наш автобус отправился домой в Кириллов, а мы (20 человек) - покорять северные страны.

Путёвки нам оформляли в вологодской фирме «Комета». Стоимость тура составила почти 200 евро с двухразовым переездом на пароме, с тремя завтраками, с проживанием в стокгольмской гостинице (одна ночь) и экскурсионным обслуживанием. Всё остальное предусматривалось за дополнительную плату. Отъезд всех автобусов в Хельсинки (независимо от турфирмы) происходит в 24.00 часа от гостиницы «Октябрьская». Мы заранее знали, что отправляемся на автобусе компании «Аэротрэвел» с гидом Таней Стрельниковой. В назначенное время наша группа прибыла к гостинице на площадь Восстания. Автобусов, отправляющихся в северном направлении, было достаточно много, туристов - тоже. К тому же через каждые две-три минуты к площади подъезжали всё новые автобусы, люди бежали к ним, искали «свой». В общем, о хорошей организации отправления автобусов в данном случае можно было лишь мечтать! Все наши попытки разыскать «свой» не увенчались успехом. Добавляло неразберихи ещё то, что у многих автобусов не было табличек с указанием маршрута и имени гида. Мы не знали, какой из них наш, поэтому бежали к каждому вновь подъезжающему. Лишь в первом часу ночи появился очередной автобус без таблички. Но мы всё равно приготовились его атаковать. Как только открылись двери, мы стремительно ворвались в него, сметая всё и всех, чтобы занять места поскорее и получше… Сразу вспомнились наш любимый причал Горицы и отечественные туристы. Так мы отправились покорять полночные страны. Настоящий экстрим!

А далее нас ожидали второй ночной автобусный переезд, прохождение нескольких таможенных контролей на границах. Наш гид Таня рассказала обо всех правилах прохождения границы, о планируемой программе, о «нашем доме на колёсах» (так Таня назвала автобус). Нам достался совсем новенький комфортабельный Мерседес, которому было всего три месяца. В автобусе всегда были кипяток, пакетики чая, кофе, сахар, специальные мешки для мусора.

Дорога до границы заняла более двух часов. Мы устроились в креслах и спали. Сквозь сон услышали, что подъезжаем к российско-финской границе. В автобус зашёл пограничник, проверил паспорта. Потом нужно было с вещами выйти из автобуса, долго ждать отметки в паспорте. Затем - финская граница, которую мы миновали довольно быстро, хотя процесс был тот же самый. Финские пограничники были скромны, всё время улыбались, но нам было не до этого - очень хотелось спать.

 

22 октября.

Проснулись уже в Финляндии. Было светло. До столицы осталось ещё полтора часа. Сон прошёл, так как за окном виднелись финские просторы… Несмотря на суровую природу и неяркие краски, эта страна полна очарования. Живописно раскиданные ледником гранитные глыбы и скалы придают неповторимый вид пейзажу. Гранитные стены по краям дороги достигают 20 метров в высоту. По дороге встречались посёлки с традиционными финскими домами, множество частных лесов, огороженных километрами заборов.

Хельсинки нас встретил дождём, но было теплей, чем в Петербурге. Первый день нашего заграничного путешествия был очень насыщенным и начался с обзорной автобусно-пешеходной экскурсии.

Хельсинки произвёл впечатление спокойного провинциального города. В нём проживает около 500 тысяч человек. Здесь немного автомобилей. Все, включая президента, ездят на велосипедах. У подъездов домов, на площадях, у магазинов есть велопарковки. На пешеходных тротуарах выделена специальная полоса для велосипедистов. Как пояснила Таня, ни в коем случае нельзя пешеходам вступать на велосипедную дорожку. Более того, по её рассказу, если вы всё-таки оказались на этой дорожке, велосипедист будет долго ехать за вами, размышляя, почему вы идёте именно здесь, и, в конце концов, наедет на вас.

Вопреки тому, что Хельсинки город молодой, его предыстория уходит в далёкий XVI в. Хельсинки был заложен 12 мая 1550 г. могущественным шведским королём Густавом Васа и назывался он по-шведски - Гельсингфорс. Город был построен в противовес Ревелю (Таллинну) в борьбе за лидерство в торговле на Балтике. Общая со Швецией история на протяжении более 500 лет и единая с Россией столетняя история (в начале XIX в. вся Финляндия вошла в состав России) отчётливо прослеживаются здесь и сегодня. Независимость Финляндии принесла революция 1917 года. Тогда Гельсингфорс получил финское название Хельсинки и стал столицей нового суверенного государства. 

Основные сооружения центральной части города относятся к XIX в. Они были построены по проекту немецкого зодчего Карла Людвига Энгеля. Строительство финской столицы лично курировали царь Александр I и его преемник Николай I, согласуя практически каждое архитектурное решение. Вот почему Хельсинки XIX в. очень напоминает Петербург того же времени. Прежде чем приступить к проектированию главных финских сооружений, Энгель целый год провел в Санкт-Петербурге, изучая русскую архитектуру. В стиле петербургского классицизма были построены памятники Сенатской площади - самого сердца Хельсинки. На западной стороне площади находится одно из главных зданий столицы Финляндии - Хельсинский Университет, выше, на холме, расположена главная библиотека Университета. На восточной стороне бледно-желтым цветом выделяется здание Правительства. Кстати, многие руководящие посты здесь занимают женщины. В их числе - президент и премьер-министр. Доминирующую роль в архитектурном ансамбле площади играет Домский лютеранский кафедральный собор (церковь св. Николая), который нам удалось посетить. Он располагается на гранитной скале, в которой прорезаны многочисленные ступеньки. На противоположной стороне площади находятся магазины и рестораны, прежде здесь были дома купцов и торговцев. В центре Сенатской площади установлен памятник российскому императору Александру II.

Связь Петербурга и Хельсинки как нельзя лучше видна на примере Успенского собора, воздвигнутого по проекту профессора Петербургской Академии Художеств Алексея Горностаева. Православный собор из красного кирпича был построен в XIX в. Он расположен на каменистом основании полуострова Катаянокка. Величественное строение в византийском стиле венчается характерными золотыми куполами, а интерьер собора в изобилии украшен иконами.

К современным памятникам можно отнести церковь Темппелинаукио, круглая в плане постройка, покрытая массивной изогнутой медной крышей. Это уникальное творение высечено внутри цельной гранитной скалы братьями Тимо и Туомо Суомалайненами в 1969 г. Поразило то, как финны умело вписывают свои постройки в природную среду. Благодаря отличной акустике, в церкви проводятся концерты органной и скрипичной музыки. Нам удалось это оценить, так как в наше присутствие в ней проходила репетиция концерта.

Ещё одна достопримечательность Хельсинки - парк, посвящённый Яну Сибелиусу, известному финскому композитору. В 1967 г. в парке был установлен памятник Сибелиусу работы скульптора Эйлы Хилтунен. Он имитирует величественный орган и представляет собой пучки серебристых труб, выполненных из нержавеющей стали. Разные по диаметру и высоте, они соединены в мощную ритмическую композицию. Неотъемлемой составной частью памятника является реалистически трактованный портрет Я. Сибелиуса, выполненный также из нержавеющей стали и помещённый на соседней скале, несколько в стороне от основной композиции. Он естественно сочетается и с внушительным стальным органом и с природным северным ландштафтом.

В нескольких метрах от парка находится Олимпийский стадион - место проведения Олимпийских игр 1952 года. На площади перед стадионом установлена статуя Пааво Нурми - всемирно известного бегуна, побившего 24 мировых рекорда. Скульптура выполнена Вяйне Аалтоненом, крупнейшим скульптором Северной Европы.

От торговой площади, расположенной на берегу моря, мы проехали по Эспланаде. Эспланада - это узкий парк, окаймлённый улицами. Здесь расположены рестораны, универсальные магазины, офисы, а также здание шведского театра, построенное в XIX в.

Обзорная экскурсия закончилась на площади перед железнодорожным вокзалом. Здание вокзала относится к памятникам архитектуры начала XX в. Оно было построено архитектором Саариненом. Мы побывали внутри. Тишина и чистота - две главные составляющие финского вокзала. В вокзальном обменном пункте Forex мы поменяли евро и доллары на шведские кроны. Потом у нас было два часа свободного времени. Каждый воспользовался ими в своё удовольствие. Пообедав в небольшом кафе-пиццерии за 8 евро («шведский стол»), мы отправились в главный музей изобразительных искусств Финляндии Атенеум. В музее, построенном по проекту Теордора Хёйера, представлены произведения финской и зарубежной скульптуры и живописи (в том числе и русской) от XVIII в. до наших дней. Входная плата в музей составляет 5,5 евро. Билет приклеивают к одежде. Атенеум - единственный из 70 музеев Хельсинки, который мы посетили. Напротив здания музея расположено ещё одно красивое сооружение - Национальный театр Финляндии. Перед ним установлен памятник финскому писателю Алексису Киви работы скульптора Вяйне Аалтонена.

От здания Национального театра наш автобус в 16.00 поехал к терминалу Silja Line для посадки на паром. Так закончился первый день в Хельсинки.

С билетами, которые нам раздали в автобусе, и вещами мы отправились на паром Silja Line Symphony. Прошли турникеты, стеклянный коридор и оказались на 7-й палубе «Симфонии», откуда на лифте (их огромное количество, можно потеряться) спустились до 2-й и нашли свои каюты. В 17.00 паром вместе с нами покидал порт Хельсинки. От парома мы были просто в восторге! По нашему мнению, для этого громадного судна больше подходит название «лайнер», чем паром. Ведь это 13-этажный дом длинной 203 метра. Настоящий плавучий город! На пароме - шесть ресторанов, шесть баров, четыре магазина, казино, сауна, солярий, парикмахерская, массажный кабинет, детская игровая комната, дискотеки и т.п. Каюты были четырёхместные категории «Турист-2», то есть под водой. Наш автобус находился палубой выше. Тем не менее, каюта была похожа на комфортабельное купе: два места внизу, два - вверху, столик, шкаф, небольшая раздевалка, душ и туалет. Вот где наконец-то мы могли отдохнуть после двух ночей без сна. Разложив вещи, приняв душ, перекусив немного, мы отправились на прогулку по парому. Вечер, проведённый на нём, оставил такие приятные впечатления! Скучать там не пришлось. Программа круиза составлена так, что все желающие постоянно развлекаются, участвуют в танцах, слушают живую музыку, играют в казино. Мы прогулялись по Променаду (7-я палуба, настоящая улица длиной 170 метров со множеством магазинов, баров и ресторанов), посетили отдел tax free, рассмотрели фотографии, сделанные при посадке на паром (можно купить за 9 евро), посмотрели выступление трубадура (анимация для детей), побывали на 13-й палубе в клубе «Караоке», где соревновались подвыпившие финны со шведами, покатались в стеклянных лифтах, вышли на палубу, потанцевали под живую музыку … Единственное неприятное явление, с которым мы столкнулись на пароме, была качка. За бортом разыгрался нешуточный шторм. После всех наших путешествий по парому мы с чистой совестью отправились спать.

 

23 октября. Стокгольм.

Хорошо отдохнув, мы пошли завтракать на шестую палубу в Buffet Symphony. Там был накрыт «шведский стол». Завтрака хватило на целый день. Паром прибыл в Стокгольм в 9.30. С утра нас ожидала автобусно-пешеходная экскурсия по городу, а после обеда - посещение нескольких шведских музеев. Если описать Стокгольм несколькими словами, то ими, вероятно, будут такие: красивый, чистый и безопасный. Стокгольм так отличается от Хельсинки и не похож ни на что, увиденное нами ранее. Город буквально пропитан шведским духом. Здания в стиле рыцарских замков, шпили готических храмов, то здесь, то там возвышающиеся над городом, жилые дома в скандинавском стиле, узкие мощеные улочки и площади, прекрасные панорамные виды - все это делает Стокгольм одним из красивейших городов мира. Поток транспорта в Швеции похож на финский. Каждый швед - с рождения велосипедист. Среди шведских поговорок есть такая: «Это так же легко, как кататься на велосипеде». Её говорят, когда хотят подчеркнуть простоту какой-либо задачи. Это очень по-шведски! Стокгольм расположен на 14 островах, связанных между собой мостами. Не зря город называют «красавцем на воде». В Стокгольме проживает около 1,6 миллионов человек. Несмотря на то, что это большой промышленный центр, улицы и парки удивительно чистые, и прямо в центре города можно купаться и ловить рыбу. Причина хорошей экологии еще и в том, что здесь нет вредных производств. Это видно и невооруженным взглядом: ни одной дымящей трубы. Совершенно заслуженно Стокгольм именуют самой чистой столицей в мире.

Первое упоминание о Стокгольме как о городе относится к 1252 г. Официально Стокгольм был объявлен столицей в 1634 г., и ни один город за всю последующую историю государства не оспаривал этого первенства. Сегодня Стокгольм является столицей Шведского королевства.

Наша экскурсия началась с острова Юргорден, где сосредоточено большое количество музеев. По мосту, украшенному статуями скандинавских Богов, мы вернулись и поехали по набережной к центральному району Стокгольма - на остров Гамла Стан, в переводе означает «старый город». Этой части города уже более 750 лет. Через Гамла Стан мы проехали на обзорную площадку, откуда открывается чудесный вид на город. Отсюда виден небольшой остров с построенной на нем крепостью из красного кирпича. Над зубчатой башней крепости развевается шведский флаг. Этот флаг поднимают каждое утро в знак того, что Швеция не находится в состоянии войны. Затем мы вернулись на Гамла Стан и совершили пешеходную экскурсию к Королевскому дворцу. Это самый большой королевский замок в мире, который до сих пор используется по назначению. Ежедневно в полдень возле главного портала замка проходит торжественная церемония смены караула с военным оркестром, на которой нам удалось присутствовать. Совсем не такой мы представляли королевскую армию. Солдаты, одетые в серые мундиры, белые гетры и чёрные галоши, были худенькие, небольшого роста. Королевские стражники, которые несут караул, спокойно подпускали к себе: рядом с ними можно сфотографироваться. В шведской армии служат всего восемь месяцев, солдаты проводят выходные дома. Рядом с дворцом находится церковь Св. Николая (Стурчюрка) - главная церковь Стокгольма. Она уже несколько столетий служит местом коронации шведских королей. Далее мы направились на прогулку по Гамла Стан. Здесь можно находиться часами. Петляющие мощёные узкие улочки, разноцветные дома, цветы на окнах… Совсем недалеко от церкви, во дворе, мы видели самую маленькую скульптуру в Стокгольме - сидящего 14-сантиметрового бронзового мальчика, которого нужно гладить по головке и загадывать желания, оставляя монетки. Мы зашли в один из жилых дворов Стокгольма, где нельзя разговаривать. Повышенная требовательность к себе и бережное отношение к окружающим у шведов проявляется во всем. Здесь нельзя услышать грохочущей из окна музыки. Уровень бытового шума не должен превышать установленных по закону децибел. Если кто-нибудь устроит дома вечеринку, соседи не будут стучать по батареям, призывая к порядку. Этим займутся специалисты и сделают это красиво. Полицейские сначала произведут замеры уровня звукового потока, распечатают показания прибора и только после этого предъявят штрафные санкции.

 Затем мы последовали на остров рыцарей Ридерхольмен. На этом острове находится церковь с изящным ажурным шпилем - церковь Риддархольмсчюрка, где похоронены шведские монархи. С набережной Ридерхольмена открывается великолепный вид на Ратушу. Ратуша представляет собой квадратное в плане здание из красного кирпича, построенное в венецианском стиле в начале ХХ в. Оно имеет несколько башен, шпили которых украшены изображениями солнца, полумесяца, а самая высокая - тремя коронами - символом Швеции (шведскому королю подчинялись в свое время три королевства: Швеция, Норвегия и Дания). Следует отметить, что сама Ратуша один раз в год привлекает к себе внимание всего мира: 10 декабря в Золотом зале происходит праздничная церемония вручения Нобелевских премий. Премии названы так в честь их учредителя, шведского инженера-химика Альфреда Нобеля.

Здание Риксдага занимает целый остров. В здании работает парламент Швеции. Недалеко располагается одно из самых красивых зданий Северной Европы - Рыцарский дом. Здесь проходило посвящение в дворянство. Сейчас в здании имеется коллекция из 2325 гербов благородных фамилий Швеции. Более 600 дворянских родов из представленных здесь существуют и в настоящее время. Здесь же хранится уникальная коллекция оружия.

В Стокгольме более 65 музеев. Большинство из них находится на музейном острове (Юргорден). Один из них - музей Скансен. Вход - 50 шведских крон (170 рублей). Этот замечательный музей поразил нас своим разнообразием. На сравнительно небольшой территории представлена городская и деревенская жизнь «старой доброй Швеции». Неслучайно Скансен называют «Швецией в миниатюре». Музей Скансен был основан Артуром Хаселиусом в 1891 г. Скансен позволяет составить впечатление о том, как жила Швеция более 100 лет назад. Начинался музей с маленькой выставки, на которой были представлены «живые картины» из крестьянской жизни, в которых люди, одетые в шведские национальные костюмы, позировали в тщательно воссозданной обстановке сельских жилищ. Позднее Хаселиус стал демонстрировать не только интерьеры, но и целые дома. Здесь воссозданы старые кузницы, аптеки, пекарни, мастерские. Можно увидеть, как в старину ковали, выдували стекло, обжигали горшки. Многие изделия, изготовленные традиционными способами, продаются тут же. Мы получили возможность побывать в стеклодувной и гончарной мастерских Скансена, наблюдали за процессом изготовления фигурки лошади из стекла и за рождением керамической вазы на гончарном круге. В музее находится множество домов, фермы, мельницы, перевезённые из разных мест Швеции и снабжённые всей соответствующей обстановкой и утварью. Мы с удовольствием прошлись по улочкам в «квартале провинциального городка», прогулялись по «шведской деревне», посетили дома сельского учителя, деревенского бедняка. Во всех домах - служащие музея, одетые соответственно времени, местности и общественному положению прежних обитателей дома. В музее работают шведские пенсионеры, чтобы не скучать дома и немного подзаработать, как рассказала нам экскурсовод. В Скансене они занимаются хозяйством, копают грядки, выращивают овощи и цветы, а осенью собирают урожай. К нашему удивлению, в музее нашлось место для домашних и диких животных Скандинавии. Известнейший британский музеолог Кеннет Хадсон относит Скансен к влиятельным музеям мира, то есть к музеям-первопроходцам, которые проложили новый путь и оказали влияние на создание подобных музеев. Действительно, Скансен - это самый первый в мире музей под открытым небом. Он послужил образцом при создании музеев такого типа во всём мире.

Рядом с парком Скансен расположен ещё один шведский музей, который мы посетили. Это Музей корабля «Васа», созданный в 1990 г. Входная плата в музей составляет 80 шведских крон (270 рублей). В музее находится поднятый с морского дна королевский корабль «Baca», зaтoнувший в XVII в. Это военное судно притягивает к себе наибольшее внимание туристов. Ежегодно его посещают свыше 2 миллионов человек. И на это есть причина. «Васа» является единственным в мире кораблём такого возраста, дошедшим до нас в первозданном виде. Он затонул в 1628 г. в своем первом плавании на глазах у тысяч зрителей, только отплыв от берега. Король приказал не разглашать это позорное происшествие. И лишь в 1961 г. корабль был поднят со дна стокгольмской гавани. На его борту были найдены более 4000 монет, плотницкие инструменты, одежда моряков и другие предметы, представляющие интерес для археологов. Наиболее ценной находкой считаются 700 почти полностью сохранившихся скульптур. После восстановления и обработки специальными материалами скульптуры были возвращены на борт корабля. Гротескные лица, маски льва, русалки и другие резные деревянные фигуры опять красуются на судне, некоторые из них до сих пор покрыты краской и позолотой, нанесённой ещё в XVII в. Экспозиционное помещение, в котором представлен самый крупный экспонат, произвёло на нас большое впечатление. Это грандиозное слабоосвещенное специальное здание, в котором поддерживаются постоянные температура и влажность. Внутри оно напоминает склад. Невиданная высота потолков, тёмные стены… Люди теряются в таком огромном пространстве, кажутся маленькими… В зале кроме корабля находятся выставочные, рекреационные, обслуживающие зоны, которые изолированы перегородками. В музее можно посмотреть фильм на русском языке о том, как поднимали и восстанавливали корабль. Здесь же с помощью вспомогательных информационных средств можно получить достаточно подробные сведения об одежде и снаряжении моряков, о том, что они ели и пили, как проводили свободное время, как управляли кораблём. Музей нам показался очень интересным.

Некоторые из нашей группы побывали в музее «Юнибакен», посвящённом сказочным героям Астрид Линдгрен. Это самый «дорогой» музей. За вход нужно было заплатить 110 шведских крон (380 рублей). Для туристов сделано довольно увлекательное путешествие на подвесном поезде по страницам романов знаменитой сказочницы. Нужно сесть в тележку и отправиться в путь, на котором встретятся Карлсон, Пеппи Длинный чулок и остальные герои ее книг.

Вечером мы отправились на ужин в один из ресторанов Стокгольма. Очень вкусно и много покушали за 9 евро. После этого нас ожидало размещение в отеле Scahdic Star в Соллентуне (недалеко от Стокгольма). Отель трёхзвёздочный. Очень комфортабельные двухместные номера с гостиной, спальней и ванной комнатой. В общем, на три звезды это никак не походило. В России такой отель имел бы все пять с половиной звёзд!!!

 

24 октября.

С утра позавтракали в отеле («шведский стол» был оплачен) и отправились в город Упсала, в 70 км от Стокгольма.

Упсала - древняя столица Швеции. Один из самых древних городов. Уже в I - VIII вв. здесь существовало поселение племени свеев.

Мы осмотрели средневековый замок короля Густава Васа, возвышающийся на холме. Рядом с замком стоит колокол Гуннилы, подарок, сделанный замку второй женой короля Йохана III (сын Густава Васы). В настоящее время в замке Упсалы находится резиденция мэра города. В правом крыле замка - Музей искусств. Прямо перед замком - Ботанический сад с прекрасными прудами, который был разбит еще в середине XVII века. Сейчас это огромный парк, содержащий более 10 000 видов растений, собранных по всему миру. В конце аллеи здание в стиле классицизма - оранжерея, где выращиваются уникальные тропические растения, кактусы, орхидеи, гигантские водяные лилии. Сад носит имя Карла Линнея. Растения сада посажены согласно классификации, данной Карлом Линнеем в 1745 г.

От площади у замка мы отправились в старейший Университет Упсалы, одно из престижнейших учебных заведений в Европе. Здание как внутри, так и снаружи поразило своей монументальностью. Мы погуляли по Университету, посетили некоторые аудитории, в том числе самый красивый зал в форме амфитеатра. Здесь учились все короли Швеции. Сейчас здесь учатся дети короля Карла XVI Густава. Самыми престижными факультетами являются социология и психология, а меньше всего пользуются спросом факультеты юриспруденции и экономики. Шведское образование бесплатное, за жилье тоже платит государство. Кроме того, студенты имеют много разных льгот. В общем, страна социализма, другими словами, просто хорошая страна.

Рядом с Университетом находится главный Кафедральный собор Швеции - самый высокий в Скандинавии (119 м). Собор строился 175 лет с 1260 года и был освящен только в 1435 году. Здесь похоронен король Густав Васа с обеими супругами, Карл Линней и многие другие.

После экскурсии по старой Упсале у нас было свободное время для посещения шведских магазинов сначала в Упсале, а потом в Стокгольме.

Вечером мы разместились на пароме Silja Line Festival, на котором отплывали в Финляндию в город Турку.

 

25 октября.

Турку - самый древний город Финляндии, бывшая её столица (до 1812 г). Шведы называют этот город Або. Целых 500 лет он был столицей края, пока российский император не решил перенести столицу в Хельсинки, поближе к России. До сих пор Турку претендует на звание второго города в Финляндии, хотя по числу жителей (170 тысяч) он всего лишь на четвертом месте. Через город течет река Аурайоки, в устье которой находятся пассажирский порт и замок. Средневековый замок Турку - самая популярная достопримечательность города. В средние века замок был одной из наиболее важных крепостей Шведского королевства в Финляндии, выдержал несколько осад и битв. В настоящее время замок является музеем.

В Турку расположена главная церковь Финляндии, национальная святыня страны - Кафедральный собор, в котором ежедневно проходит богослужение. Собор считается одним из наиболее ценных памятников архитектуры страны. Это значительнейшее средневековое церковное строение в Финляндии, а также самое старинное здание в Турку. Строительство собора началось в XIII в. и было завершено лишь к концу XV столетия. Многие выдающиеся личности Финляндии похоронены в соборе и его боковых капеллах.

Сегодня Турку - современный университетский город. Здесь много музеев, много возможностей для отдыха. К сожалению, мы в этом городе были около часа и успели посмотреть лишь замок и Кафедральный собор.

Из Турку наш автобус направился в Хельсинки. Расстояние между городами составляет 175 км.

В Хельсинки желающие посетили морской центр Sea Life, состоящий из 28 бассейнов. В них обитает более ста видов рыб из водоёмов Финляндии и из тропических вод.

После обеда мы отправились в родную Россию. По пути к границе нас завезли на рыбокоптильню. Здесь можно купить икру и вкуснейшую солёную рыбу.

Затем были неизбежные остановки и ожидания на границах. Оказавшись на русской земле, мы долго не могли заснуть и смотрели фильм «Любовь и голуби», который традиционно показывают туристам, возвращающимся из Финляндии. В 23.00 мы были уже в Петербурге, где попрощались с гидом и пересели в другой автобус, приехавший за нами из Кириллова.

 

26 октября.

Рано утром прибыли в свой родной город. Так закончилось очень интересное, полное впечатлений путешествие.

Поездкой мы остались довольны, несмотря на усталость из-за постоянных автобусных переездов. Мы познакомились с историей и культурой двух европейских стран, окунулись в совершенно новый для нас стиль жизни. Для многих из нас это была первая поездка за рубеж.

Спасибо всем, кто принял участие в организации этой поездки, и надеемся, что наши дальние путешествия на этом не закончатся.