Т.А. Клубкова - В гостях у ярославских коллег

Вестник 9 (Май 2006)

В гостях у ярославских коллег

Т.А. Клубкова, зав. Отделом МФД “Дом Бриллиантовых”

В феврале состоялся семинар-совещание специалистов государственных и муниципальных музеев области, организованный Вологодским Департаментом культуры и областным научно-методическим центром культуры и повышения квалификации по теме «Особенности организации работы литературных музеев».

В первый день семинара мы посетили музей «Литература, век XX-ый», открытый год назад в Вологде. Его экспозиция посвящена творчеству Николая Рубцова. В оригинальных треугольных витринах, вмонтированных в стены, можно увидеть фотографии, отражающие разные годы жизни поэта, на стеклах витрин- отрывки из стихов Рубцова, высказывания известных писателей о поэте. Подлинных рубцовских вещей немного: тельняшка, гармошка, пишущая машинка, на которой поэтом было отпечатано немало прекрасных стихов. Приятно было увидеть в одном из залов музея выставку фотографий москвичей Кошелевых «В горнице моей светло», в свое время гостивших у нас в «Доме Бриллиантовых». Экскурсию для нас проводил Вячеслав Белков, исследующий творчество Рубцова и при жизни поэта знакомый с ним.  

Основная работа семинара проходила в музее Н.А.Некрасова в селе Карабиха Ярославской области. Музей, посвященный этому великому поэту, существует здесь более пятидесяти лет. Реставрация усадьбы началась с 1946 года. Первая литературная экспозиция была открыта в 1949 году. Сегодня музей включает в себя усадьбу Карабиха и филиалы в селе Грешнево (родовом имении Некрасовых) и в селе Абакумцево, где похоронены родители поэта и находится здание школы для крестьянских детей, открытой на средства Николая Алексеевича. С XVIII века усадьба Карабиха принадлежала князьям Голициным, она была загородной резиденцией знатных вельмож. Некрасов приобрел эту усадьбу в начале 60-х годов XIX в. Карабиха стала для него тихим пристанищем, местом, где он наслаждался природой и тесным семейным общением. Гостями его были М.Е. Салтыков-Щедрин, В.М.Аничков, А.А.Потехин. Именно в Карабихе были задуманы и написаны лучшие произведения Некрасова о народе, о России - произведения, которые мы знаем со школьной скамьи.

Ныне действующая экспозиция, открытая к 180-летию со дня рождения поэта в 2001 году, располагается в большом доме, имеющем двухсотлетнюю историю. Она хранит память обо всех владельцах усадьбы и передает историю и атмосферу жизни Карабихи, рассказывает о семейных традициях и обычаях Некрасовых . Два флигеля и церковь еще находятся на реставрации .

Все это мы узнали в ходе информационно - деловой встречи с руководителями и специалистами некрасовского музея. Заместитель директора по научной работе Марина Дмитриевна Данилова поведала нам историю музея, рассказала о том, как проходят в музее практику студенты-музеологи. Экскурсии провели для нас ученый секретарь музея Елена Вадимовна Яновская, зав. экспозиционным отделом музея Наталья Михайловна Сорокина и хранитель фонда редкой книги Ольга Андреевна Тарасова. В ходе экскурсии они рассказали об организации работы над выставками: «Не бойся горького забвенья» ( о жизни и творчестве Н.А. Некрасова), «Книгоиздатель Константин Федорович Некрасов», «Их имена забыться не должны» ( к 180-летию движения декабристов) .

Во второй половине дня нас познакомили с интересными проектами: «В гости к дедушке Мазаю», «Игры - потехи, забавы - утехи». Первый из них посвящен герою стихотворения Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». В музее для экспозиции «В гости к дедушке Мазаю» выделен маленький домик, куда посетители пролезают через «дупло» дерева (вход задрапирован тканью с рисунком дупла) и попадают в комнату со старинными вещами. Экскурсовод достает из плетеного сундука книгу Н.А. Некрасова «Русским детям». Именно в этой книге было опубликовано стихотворение о Мазае. Дверь в следующую комнату сделана в виде этой книги и посетители, перелистывая «страницы», как бы входят в неё.

В центре следующей комнаты сделано интересное сооружение в виде двух кругов. Центральный круг неподвижен, на нем изображен лес, окруженный разлившейся водой. На островке, согласно стихотворению Н.А. Некрасова, на кочках, на бревне сидят игрушечные зайцы. Внешний круг вращается, к нему прикреплена лодка, в которой сидит дед Мазай. Экскурсовод зачитывает отрывки из некрасовского стихотворения, а посетители (в большинстве дети) находят зайцев и сажают их в лодку Мазая. Когда все зайцы спасены, Мазай отвозит их на «берег» (вдоль стен располагаются ширмы с изображением леса, а по углам сделаны раскрывающиеся дверцы, куда Мазай и отвозит спасенных зверушек). Мазай плывет дальше и останавливается у ширм. Остановки называются по-разному. Одна из них - «Ярмарка», куда приехал дядюшка Яков, герой другого стихотворения Некрасова (помните, «Дом не тележка у дядюшки Якова»). К дядюшке Якову подходит сиротка Феклуша (кукла, которую вынимает из-за ширмы экскурсовод). Феклуше очень хочется купить книгу, но у неё нет денег. Дети собирают (кто сколько может) деньги Феклуше на книгу, и она радостная уходит с покупкой. Дети же радуются тому, что сделали доброе дело. Не менее интересен и второй проект «Игры - потехи, забавы - утехи». Один из залов музея представляет площадку для народных игр: «Городки», «Рюхи», «Чижик», «Лапта», «Серсо», «Кегли». Экскурсантам предлагают разделиться на две команды и посоревноваться в ловкости, сообразительности, меткости. 

Третий день семинара был посвящен знакомству с филиалом музея в селе Абакумцево. В здании бывшего земского училища оформлен класс с черными партами и класс более современный, где стоят парты 1960-х годов. На стендах с фотографиями отражена история училища, местных сел и деревень. В этот же день, уже в Карабихе, мы посетили экспозицию «Русское застолье», где на примере семьи Некрасовых ведется рассказ о повседневных и праздничных застольях, любимых блюдах русского дворянства. 

Следующий день семинара начался с поездки в город Тутаев, где мы посетили музей быта провинциальной буржуазии «Дом на Новинской» с двумя большими экспозициями: «Провинциальный банк конца XIX-начала XX века» и «Квартира управляющего». Музей открыт в 2000 году в здании бывшего банка. Главный его герой - состоятельный горожанин Федор Васильевич Гуров (лицо собирательное), управляющий банка, глава большой дружной семьи, некогда проживавшей в казенной квартире при банковских помещениях. Квартира начинается с просторной передней, из нее можно пройти в буфетную с сервированным для обеда столом, затем - проследовать в комнату хозяйки, где можно увидеть шкаф-гардероб с нарядами, туалетный столик с массой дамских мелочей. В кабинете хозяина - стол с множеством деловых бумаг, библиотека. В музее банка можно детально познакомиться с банковским оборудованием: встроенными и передвижными сейфами, конторскими столами для банковских служащих, с печатными машинками «Ундервудъ», сохранившимися с конца XIX века, с деловой корреспонденцией. На столе кассира - банковские купюры различных номиналов, имевшие хождение в дореволюционной России. Сто лет назад все это можно было увидеть только через специально оборудованное окно. В нижнем этаже здания - дворницкая, кухня с разнообразной утварью, комната горничных со множеством рукоделий. С 2005 года в комплекс музея включены две самостоятельные интерактивные экспозиции, рассказывающие о занятиях местных жителей: “Музей Гвоздя” и ”Музей Романовской овцы” (до революции городок назывался Романов-Борисоглебский).

По возвращении в Ярославль мы познакомились с очень оригинальным частным музеем Джона Мостославского «Музыка и время». Поводом для создания этого музея послужили личные коллекции колоколов и колокольчиков, старинных часов и музыкальных инструментов, которые владелец музея собирал с детства. Джон, выходец из семьи цирковых артистов Мостославских, выступал со своими родителями - иллюзионистами. В его музее часы идут и отбивают время, музыкальные инструменты звучат, на колокольчиках можно воспроизвести известные мелодии. Сам владелец ведет экскурсию очень оригинально: задает провокационные вопросы, играет на музыкальных инструментах (физгармония, механическое пианино, шарманка), заводит граммофон, где звучит популярная музыка прошлых лет, которая может увлечь в танце кого-либо из посетителей.

Не менее интересен дом-музей Леонида Собинова, знаменитого оперного тенора, уроженца Ярославля. В здании, где ныне располагается музей, певец родился и провел свое детство. Он любил бывать здесь и в последующие годы. В экспозиции представлены подлинные фотографии, личные вещи, сценические костюмы, в которых Собинов исполнял свои знаменитые оперные партии (Ленский из «Евгения Онегина», Герцог из «Риголетто», Лель из «Снегурочки»). В конце экскурсии мы послушали в записи чарующий голос певца.

В последний день семинара мы посетили музей истории города Ярославля, где представлена его многовековая история от древности до наших дней. В обзорной экскурсии по городу познакомились с неповторимым архитектурным обликом Ярославля.

Особенность ярославских музеев, как мне показалось, заключается в том, что экспонаты не спрятаны в витринах, а находятся за передвижными ширмами. Более ценные экспонаты - за стеклом, к менее ценным - доступ более свободный. Это очень удобно при перестройках экспозиций, и интересно для посетителей.

Покидая Ярославскую землю, мы благодарили хозяев за гостеприимство, за то, что они показали и рассказали нам немало интересного, нужного в музейной работе.