И.В. Махина - Анкетирование в музее-заповеднике

Вестник 11 (Апрель 2007)

Анкетирование в музее-заповеднике

И.В. Махина, экскурсовод

Анкетирование посетителей в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике ведется с 2004 года. С этой целью было подготовлено 2 формы анкет, которые заполнили 178 посетителей. Это жители города, гости и группы, привезенные вологодскими туристическими фирмами. В процентном соотношении участвовали в анкетировании 0,04 % от общего числа посетителей за 2004 - 2006 годы или 0,1%, если исключить теплоходные группы. В 2004 году было заполнено 63 анкеты (форма №1), из анализа которых были получены данные о возрасте, образовании посетителей, а также мы узнали из какого региона они приехали. В 2005-2006 годах основной целью анкетирования (форма №2) было выявление периодичности и мотивов посещения, ожидания посетителей, а также источник сведений о музее. За 2 года было заполнено 115 анкет.

Обобщая полученные данные, можно сказать следующее, что посетителей, которые пришли в музей специально с какой-либо целью (чаще всего это дети, посещающие музей с образовательной целью) - 20%; пришедших провести свободное время (одиночки, семьи, местные жители, посетители выходного дня) - 49%; познакомиться с музеем, городом, регионом - 34,8%.

62% от числа опрошенных посетителей предпочитают знакомится с музейными экспозициями через одну из традиционных форм - экскурсию, 33% - самостоятельно. Аудиоэкскурсия - одна из наиболее удобных форм работы с одиночными посетителями, но еще не достаточно популярна. Этой услугой с 1 июля до конца 2006 года воспользовались 6 человек (18%). В анкетах они отметили, что экскурсия слишком подробная и продолжительная по времени. Работу с путеводителем в ходе осмотра музея посчитали удобной - 34% опрошенных. 34% посетителей указали на недостаток текстов в залах музея, отсутствие путеводителей по залам. Многие отметили то, что в экспозиции «История монастыря» этикетки написаны мелким шрифтом и низко расположены.

70% гостей музея отмечают профессионализм, эмоциональность, эрудированность экскурсоводов, 4,3% остались не удовлетворены экскурсией без указания причин, 5,7 % не ответили на вопрос.

Деятельность, направленная на повышение эффективности работы музея, возможна при хорошем знании особенностей различных категорий посетителей, их интересов, способов восприятия информации.

31,3% опрошенных - люди от 17 до 29 лет, 47% - от 30 до 55 лет, 12% - старше 55 лет, школьники - 8,7%.

67, 8 % посетителей имеют высшее или незаконченное высшее образование,    18, 3% - среднее-специальное образование.

Анализируя ответы на вопрос: «Из каких источников вы узнали о музее», можно сказать, что основным источником являются межличностные сведения: 27,8% - получили сведения от родственников и друзей, 28,7% - от местных жителей, 37,4 % - от организаторов экскурсий. Небольшое число посетителей отметили такие источники информации о музее, как радио, телевидение - 3,5%, реклама - 1,7%. Данные факты говорят о недостаточности рекламно- информационной деятельности музея. Это подтверждается и тем, что музей мало посещают лица, проживающие в других регионах страны: 9,6% - местные жители, 41,6% - жители Вологды, Череповца и области, 21% - Москвы и Московской области, 7% - из Ленинградской области и Санкт-Петербурга, 11,3% - из других областей России.

Анкетирование показало, что цены на входные билеты и экскурсионное обслуживание в музее устраивают большинство посетителей - 68%, 5,2 % опрошенных отметили, что они могли быть выше, для 7,8 % цены показались высокими. И все же 29,6% посетителей музей посещают регулярно, 15,7% посетили его повторно, впервые - 47%. Из анализа данных понятно, что люди стремятся повторить свой визит в музей или познакомить с ним своих друзей и знакомых. Кроме того, посетители указали на следующие неудобства: на территории музея нет кафе, в экспозициях отсутствуют туалеты, недостаток информационных стендов и указателей на территории музея, есть необходимость в детской комнате, где можно было бы оставить ребенка, дорогие сувениры. Все опрошенные отметили доступность и яркость музейных экспозиций, уникальность экспонатов, коллекций.

Ответить на вопросы анкеты гостям предлагалось, как правило, не по окончании экскурсии, а после осмотра экспозиций в Архимандричьем корпусе. Поэтому более полные и объективные данные, возможно получить при проведении анкетирования на выходе из музея, в Казанской башне, когда посетитель уже ознакомлен с полным комплексом предоставляемых музеем услуг и составил полное впечатление от посещения.

Анкетирование - это только один из методов изучения посетителей и он будет эффективен, если будет выстроена система исследования, включающая и визуальные наблюдения, и опросы, и анализ книг отзывов. Возможно, в будущем подобные данные мы будем получать с помощью сенсорных киосков, в которых будет установлена программа опроса посетителей. И, как показывает практика многих российских музеев (Эрмитаж, музеи Кремля, Исторический музей, Третьяковская галерея, Русский музей), изучение посетителей должно быть одной из приоритетных задач музея, и самое главное - результаты каждого исследования обязательно должны заканчиваться реальными практическими шагами.