И.А. Смирнов - Как собирали колокола.

Вестник 11 (Апрель 2007)

Как собирали колокола.

/К истории приобретения одного экспоната в коллекцию КБИАХМЗ/

И.А. Смирнов, зам. директора по научной работе

В 1990-е годы Кирилло-Белозерский музей-заповедник активно и целенаправленно пополнял коллекцию колоколов и поддужных колокольчиков. Формирование собрания шло различными путями: через экспедиции, снятие колоколов с обветшавших колоколен, покупки, дарения. Участвовал в этом процессе и я. В 1991 году музей приобрел один колокол при таких обстоятельствах, что они могли бы стать сюжетом для детективного романа или юмористической статьи. Но тогда было не до смеха. Долгое время мы даже в устных беседах не раскрывали деталей этого приобретения. С тех пор прошло 15 лет, выросло новое поколение людей, коренным образом изменилась ситуация в стране, а вместе с этим изменились и формы музейной работы, в том числе и пополнение музейных коллекций. Романтика экспедиций, задушевные многочасовые беседы с деревенскими старожилами, психологические тонкости работы с коллекционерами сменились на трезвые экономические и финансовые отношения (деньги - товар)... Идею описать историю приобретения колокола мне подсказала жена нынешнего министра культуры Л.С. Соколова, побывавшая на экскурсии в нашем музее 8 января 2006 года. По этическим соображениям я не буду называть имена людей, задействованных в этой сделке. Хотя все это достойные люди, но играть не «по правилам» их вынуждала экономическая ситуация в стране.

В начале 1990-х годов наша страна переживала глубокий политический и экономический кризис. Дефицитом являлись одежда, обувь, мебель, продукты питания, водка, запчасти для автомашин. Большинство названных товаров отпускалось населению по талонам или распределялось по трудовым коллективам, продавалось по предварительной записи (очередь на приобретение машин, мебели, запчастей растягивалась на годы).

Осенью 1991 года в музей поступила информация о том, что у одного из жителей г. Белозерска имеется хороший колокол. Мне удалось выехать в Белозерск и посмотреть колокол, хранящийся в гараже одного из жителей Белозерска. Оказалось, что колокол весом около тридцати килограммов был отлит в конце XIX века на известном ярославском заводе П.И. Оловянишникова. Колокол украшал нарядный орнамент. Музейная ценность памятника не вызывала сомнений. Начались переговоры с владельцем о продаже колокола в Кирилло-Белозерский музей-заповедник. И тут выяснилось, что деньги владельцу не нужны!!! Он был готов продать колокол, но только за комплект зимней резины к двум задним колесам своего автомобиля. В настоящее время эта задача разрешилась бы в два счета в ближайшем магазине запчастей. Однако дело было в 1991 году, автомобильные шины были в дефиците, а о зимней резине, особенно в глубокой провинции, можно было только помечтать. Приехав в Кириллов, я доложил руководству музея об этой проблеме. Директор музея только посочувствовала, но не смогла помочь. Пришлось обращаться к знакомым чиновникам, друзьям, родственникам, тем, кто имел какой-то выход на торговые организации, на власть. Однако и это не помогло. В городе Кириллове не оказалось зимней резины. Но красавец колокол стоял перед глазами, и поиски резины были продолжены уже в Вологде. Прокурор Кирилловского района, по моей просьбе, договорился с одной из коммерческих фирм Вологды о продаже резины. Я выехал в Вологду по указанному адресу. Фирма размещалась на втором этаже двухэтажного деревянного дома, недалеко от «белой церкви», которая использовалась для сбора призывников на военную службу. При переговорах оказалось, что представители фирмы могут продать мне полный комплект ( на четыре колеса) зимней очень хорошей резины. И хотя мне для совершения обмена нужна была резина только на два колеса, отказываться от такого лестного предложения, было бы неразумно, тем более, что кроме денег (кстати, резина в то время стоила недорого) руководители этой фирмы потребовали с меня еще два литра водки. Водка в то время была дефицитом (валютой). Она отпускалась только по талонам. Продажа её осуществлялась в одном специализированном магазине 2-3 раза в месяц, и надо было отстоять огромную очередь, рискуя, что могли в очереди «намять бока», а водки могло не хватить, так как её завозили мало и не все талоны отоваривались. При успешных обстоятельствах можно было получить две бутылки в месяц на человека. Итак, представители вологодской фирмы запросили с меня две месячные нормы. Деньги и водку мы нашли (часть денег выделил музей, водку и другую часть денег пришлось брать из своих запасов), с ними я приехал в Вологду и приобрел резину на четыре колеса для «Жигулей». Половина приобретения с успехом была реализована в Кириллове, тем самым возмещены были мои деньги и половина водочной валюты. По телефону мы договорились с Белозерском о дате, времени, и месте обмена. Кстати, несмотря на декабрь, прямого проезда из Кириллова в Белозерск не было, т.к. на Волго-Балте в месте переправы был тонкий лед. Пассажиры, следующие маршрутом Кириллов-Белозерск, были вынуждены на кирилловском автобусе доезжать до переправы, затем преодолевать пешком Волго-Балт, на другом берегу садиться в белозерский автобус и уже на нем следовать в Белозерск. В назначенный день на музейном автобусе мы с резиной направились к переправе. Приехали туда около 12 часов дня. На противоположном берегу - никого. В голове появились тревожные мысли. Потянулись долгие минуты ожидания. Через полчаса мы заметили машину. Из нее вышли два человека и двинулись в нашу сторону. Через пятнадцать минут, колокол, перевезенный на санках через Волго-Балт, уже стоял в салоне нашего автобуса, а счастливые белозерцы, погрузив на санки свой груз, уходили в обратном направлении...

В настоящее время этот колокол занимает достойное место на выставке колоколов в Казенной палате Кирилло-Белозерского музея-заповедника.