Вестник 11 (Апрель 2007)

Музеи Праги

Н.А. Чистякова, зав. отделом научно-посветительной работы Музея фресок Дионисия    

Осенью прошлого года небольшая группа работников музея побывала в Чехии и Польше. Хочется рассказать об этом удивительном путешествии. «Злата Прага», «Волшебная Прага», «Прага стобашенная» - так называли этот город уже в средние века. К сожалению, у нас было очень мало времени, чтобы подробно осмотреть старинный город. И все же мы побывали в некоторых музеях Праги. В один из дней основная часть нашей группы уехала в Кутну Гору, а мы с Надеждой Ивановной Хрулевой, понимая, что «нельзя объять необъятное», отправились к метро. Купив езденку за 20 крон (это билет, который можно использовать на любом виде транспорта до определенного времени), поехали в центр столицы. Метро в Чехии неглубокое, убранство станций очень скромное, вагоны небольшого размера, уютные и чистые.

Одним из музеев, которым гордятся жители Чехии, является Национальный музей. Его здание построено в неоренессансном стиле по проекту Йозефа Шульца в 1885-1890 годах. В середине XIX века в чешской архитектуре сложилось два направления, программой одного из них было создание определенного национального стиля, выражавшего идеи, связанные с подъемом национальной культуры в Чехии, с так называемым Возрождением. Это направление чешские историки архитектуры обычно называют «неоренессансом». Тогда возникло и второе, менее значительное течение в чешской архитектуре, с ориентацией на средневековое, готическое зодчество, в связи с этим оно получило название «неоготика». Здание находится в самом центре Нового Города, на Вацлавской площади. Сама площадь возникла еще в 1348 году, при основании Нового Города, соединив Старый и Новый Город. В старину на этой площади устраивалась распродажа лошадей, поэтому до 1848 года ее называли Конным рынком. В 1848 году переименовали в Вацлавскую площадь. В 1912 году на возвышенной части площади, перед Национальным музеем был установлен памятник Вацлаву - внуку князя Борживоя. Борживой вместе со своей женой Людмилой в 874 году принял христианство, их крестил известный проповедник христианства Мефодий, который вместе со своим братом Кириллом распространял христианство в этих землях. Людмила, вдова князя Борживоя, была убита. Такая же судьба постигла и ее внука Вацлава, павшего от руки брата и преемника престола - Болеслава. Убиенные стали первыми чешскими святыми, а Вацлав - покровителем страны. Скульптура св. Вацлава была исполнена крупнейшим чешским скульптором Й.В. Мыслбеком, архитектурное оформление памятника принадлежит архитектору А. Дриаку. Национальный музей основан в 1818 году, но здание, в котором он сейчас находится, как сказано выше, построено в конце XIX века. Музей был задуман одновременно и как сокровищница национальной культуры, и как Пантеон (его купол господствует над зданием). Парадная наружная лестница поражает великолепием, она украшена аллегорическими скульптурами Антонина Вагнера, изображающими Чехию, ее реки Эльбу и Влтаву, Крконошские горы. Для внутренней отделки были приглашены известные чешские живописцы и скульпторы. Внутренняя лестница не так роскошна, как парадная лестница Эрмитажа или Русского музея, но она чем-то напоминает вход в Академию художеств Санкт-Петербурга. Интерьер ее украшен цветным мрамором, а на своде купола главного зала изображены выдающиеся деятели чешской истории и культуры.

На первом этаже находятся экспозиции, посвященные истории Чехии. Залы перегорожены тканью из парусины. В маленьком полутемном помещении мы увидели пещеру первобытного человека, чуть дальше - огромный экран, а перед ним на пенечках сидят школьники и по ходу просмотра исторического фильма делают записи. В залах второго этажа, в огромных витринах из дерева представлены разные минералогические памятники: от огромных друз горного хрусталя и до крошечных изумрудов. Здесь можно увидеть минералы всего земного шара. Не случайно среди посетителей много детей, они переходят от витрины к витрине и эмоционально обсуждают увиденное. На первом этаже находится уютное кафе, книжный магазин, где можно приобрести книги и на русском языке, сувенирный киоск. Билеты в музеи Праги дорогие -100 крон - это немногим меньше 100 рублей. К сожалению, мы не смогли посетить все отделы музея, отправились дальше.

Самым большим в Чехии музеем искусства является Национальная галерея в Праге. Часть коллекций Национальной галереи находится в Штернбергском дворце. Штернберги - семья аристократов, известная в Чехии с XIV века. Мы побывали в их родовом замке, где до сих пор проживает наследник рода. Существуют различные мнения о создателях дворца, чаще всего вспоминают четыре имени - французского архитектора Ж.Б. Матея, работавшего с 1675 года в Праге, Д. Мартинелли, приехавшего из Вены, Дж. Сантини и Дж. Аллипранди, уроженца Вероны. В Национальной галерее собраны замечательные памятники как старого чешского, так и современного искусства, а также произведения западноевропейских и русских мастеров от П. Брейгеля и А. Дюрера до Ф. Гойи, О. Домье и И. Репина. Этот дворец расположен на Градчанской площади рядом с Архиепископским дворцом вблизи Пражского Града. Билет в музей также стоит 100 крон. Сейчас здесь представлены памятники чешской готической живописи и скульптуры. Они по праву принадлежат к наиболее значимым творениям своей эпохи. XV век - это время расцвета чешской архитектуры и живописи. Три замечательных живописца - анонимный мастер Вышебродского алтаря, знаменитый Теодорих и автор Тржебоньского алтарного цикла - определили развитие чешской живописи. Мастер Вышебродского алтаря является автором девяти работ, находящихся в Национальной галерее на тему «Жизнь и страсти Христа». Эти картины происходят из монастыря в Высшем Броде (Южная Чехия). Картины этого цикла поражают удивительной наблюдательностью и выразительностью. Цветы, деревья, птицы, изображаемые мастером, имеют реальный, жизненный характер. Важное место в чешском искусстве принадлежит мастеру Теодориху. Уже сам факт того, что нам известно имя живописца, является исключением для средневекового искусства, так как ни иконописец, ни мастер-резчик по дереву не подписывал работ. (Также была исключением авторская надпись Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря). Известно, что Теодорих был уроженцем Праги, возглавлял братство живописцев. Самое большое собрание его картин хранится в королевском замке Карлштейн. В Национальной галерее экспонируются пять изображений святых на довольно больших досках. Чистые, звучные цвета: красный, синий, белый в сочетании с золотым фоном придают необычайную праздничность и нарядность картинам Теодориха. Дальнейшее развитие творческих принципов Теодориха продолжил мастер Тржебоньского монастыря (работал около 1380-1390гг), он представлен тремя картинами на тему «Страсти Христа». Образы отличаются глубиной психологической характеристики, красотой гармонии. Чешскую живопись конца XIV века и XV века называют искусством «прекрасного стиля». Среди выставленных в Штернбергском дворце памятников итальянской школы - «Мадонна с покрывалом» Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547), «Портрет Элеоноры Толедской» работы А. Бронзино (1503-1572). Одним из лучших памятников итальянской живописи XVI века является фрагмент картины «Вознесение Марии», принадлежащий кисти П. Веронезе (1528-1588). Коллекцию итальянской живописи в галерее завершает венецианская школа 18 века: Дж.Б. Тьеполо (1696-1770), Ф. Гварди (1712-1793) и А. Канале (Каналетто - 1697-1768). Испанская школа живописи представлена работами Эль Греко (1541-1614) и Ф. Гойя (1746-1828). Коллекция немецкой и австрийской живописи невелика, но каждое произведение, выставленное в галерее, отличается высоким художественным качеством. Это картины А. Дюрера (1471-1528) «Праздник розового венка» («Праздник четок»). Среди произведений нидерландской живописи привлекает внимание трехчастный алтарь Гертгена Тот Синт Янса (ок.1460-ок.1495), а также большое полотно «Сенокос» П. Брейгеля-старшего (ок.1525-1569). В разделе фламандского искусства XVIII века представлены работы почти всех ведущих мастеров того времени: П.П. Рубенса, А. Ван-Дейка, Я. Иорданса, «Портрет Яскера» Схаде Ван Веструма Ф. Хальса (1580-1666) и «Портрет ученого» Рембрандта Ван Рейна (1606-1669), голландская живопись XVII века. Так же в галерее представлено чешское искусство XVII - XVIII веков и собрание французского искусства XIX - XX веков.

Уставшие от полученных впечатлений и информации, мы с моей спутницей отдохнули на диванчике в зале. Вышли на улицу, на город опустились сумерки, и нужно было отправляться обратно в гостиницу. Так не хотелось расставаться с прекрасной Прагой! Но ранним утром наш автобус уже мчался к границе с Польшей, а там ждал родной питерский поезд и как говорил английский поэт Вудвортс:                 

 О, родина, в чужом краю, среди чужих людей,

Я понял, как тебя люблю, откуда я и чей.