Л.Г. Мякушева - Экспозиционно-выставочная деятельность музеев Санкт-Петербурга

Вестник 14 (Декабрь 2008)

Экспозиционно-выставочная деятельность музеев Санкт-Петербурга

Л.Г. Мякушева, экскурсовод отдела

научно-просветительной работы

С 24 по 30 ноября в Российском Этнографическом музее проходила стажировка по теме «Экспозиционно-выставочная деятельность музеев Санкт-Петербурга. Традиции и новации». Теоретические и практические занятия проходили на базе Российского Этнографического музея, Музея истории Санкт-Петербурга, музея «Мир воды Санкт-Петербурга», Государственного музея политической истории России, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа. К проведению занятий были привлечены опытные сотрудники петербургских музеев. С темой «Экспозиция как синтез музейной деятельности» выступил заведующий отделом этнографии русского народа, кандидат исторических наук Д.А. Баранов. В своем сообщении он рассказывал об истории формирования этнографических музеев в разных странах, раскрыл сложности формирования и экспонирования этнографических коллекций в музеях. Одна из них - это достоверность представленного материала в залах музея. Например, бывает так, что в музеях нет возможности показать особенности народного костюма каждого уезда в пределах одной губернии, хотя они могли значительно отличатся деталями, поэтому экспозиционеры делают обобщенный образ, посетитель же воспринимает всё буквально. Получается, что предмет в музейной экспозиции не всегда достоверно нам представляет культуру того или иного народа, той или иной эпохи. Так, костюм украинки мы привыкли видеть украшенным яркими лентами и цветами. На самом же деле таким он появился под влиянием городской театральной моды лишь в конце XIX века. Важно учитывать и историчность предмета. Предметы, которые окружают нас в обычной среде, которыми мы пользуемся постоянно, вряд ли заставят нас восхищаться, находясь на подиуме. Необходимо, чтобы существовала временная оторванность предмета от его экспонирования. Интерес проявляется, как правило, к тем предметам, которые исчезли из обихода. Д.А. Баранов рассказывал о попытках создать этнографический музей в Афганистане. Там возникла проблема: экспонировать было нечего, так как эти же предметы окружали людей в их повседневной жизни.

Для успешного развития музея необходимо один раз в два года обновлять экспозицию, используя разные принципы ее построения: хронологический, тематический или проблемный. Для лучшего восприятия продумывается тип построения экспозиции. Это может быть линейный показ, зигзагообразный или иной. Так, в Российском Этнографическом музее при входе на одну из выставок был установлен камень, от него отходили три дороги. Первая - «Дорога жизни». В этой части экспозиции были показаны свадебный, родильный и похоронный обряды. Вторая дорожка - «Природа превращается в предмет». Здесь показаны материалы и орудия по обработке льна. Третья дорожка «Народные праздники и обряды»: Масленица, Святки, Рождество. В качестве ведущих текстов использованы загадки, отрывки из сказок, поговорки.

Профессор Художественно-промышленной академии им. Штиглица И.Ф. Лукоянов свое выступление посвятил художественным аспектам построения экспозиций и выставок. В РЭМе до сих пор используются так называемые «дрезденские» витрины, приобретенные еще в XIX веке. Витрины очень большие и удобные, позволяют развернуть в них ансамблевый показ темы. В этом случае предмет вводится в контекст какого-либо исторического окружения. Большое внимание в экспозиционно-выставочной работе уделяется постановке света, который оживляет экспозицию. Для лучшего восприятия одни предметы должны быть освещены больше, другие - меньше. Небольшое количество света позволяет сосредоточится на предмете, а яркий свет мешает этому. Чтобы усилить впечат-ление, свет в витрине делают ярче и уменьшают его в зале. Свет настраивается так, чтобы в витрине не было отражения самого человека и не было отсвета. Игра высотой экспонатов также приводит к смене восприятия и «будит» впечатление.

Следующий день мы провели в Государственном музее политической истории России (ГМПИР). Музей располагается в особняке прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской (архитектор А.И. фон Гоген). В 1917 году в этом здании располагался штаб революционеров-большевиков. Второй особняк, который также занимает этот музей, принадлежал крупному лесопромышленнику барону В.Э. Брандту (архитектор Р.Ф. Мельцер). В центре внимания экспозиций и выставок музея - главные политические, экономические и культурные события XIX-XXI веков, которые определили ее судьбу. Здесь открываются неожиданные стороны нашей общей исторической судьбы, биографии выдающихся российских политиков, реформаторов, революционеров, императоров и партийных вождей. В залах музея представлено много фотографий, подлинных вещей, восстановлены интерьеры общежитий, коммунальных квартир, бараков. Особенно ярко позволяет прочувствовать ту или иную историческую эпоху озвучивание залов музея. Видеозаписи, проецирование слайдов, записи песен и выступлений разных исторических персон передают настроение времени. Использование мультимедийных программ в экспозициях - одно из актуальных направлений в экспозиционной работе. Также в музее практикуются театрализованные представления с «оживлением» героев разных эпох. В процессе работы над выставкой «Питерская коммуналка» была предложена идея создания даже запаха коммуналки. Музей пользуется большой популярностью, особенно у иностранных посетителей.

С 1994 года в музее работает "Детский исторический музей" (ДИМ). Главная цель музейно-педагогической программы - формирование и развитие у детей исторического сознания, воспитание общей и музейной культуры. Школьники знакомятся с государственным устройством, экономикой, жизнью и бытом различных слоев общества России второй половины XIX века, постигают предметный мир истории и вспомогательные исторические дисциплины.

В один из дней занятия проходили в музее «Мир воды Санкт-Петербурга». Совсем недавно в этом музее открылась новая экспозиция - «Вселенная воды». Экспозиция поразила необычным решением. В ней практически отсутствуют экспонаты, всё пространство занято экранами, на которых проецируются сюжеты, связанные со стихией воды. В центре зала находится огромный экран. Во время просмотра фильмов в помещении раздавались звуки грома, сверкали молнии, даже шел снег. Всё эти эффекты усиливали впечатление.

Нам удалось побывать в Константиновском дворце в г. Стрельня, где сейчас находится Государственный комплекс "Дворец конгрессов", который сочетает в себе функции современного делового центра, историко-культурного заповедника и государственной резиденции. К 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году знаменитый памятник архитектуры XVIII-XIX вв. - Константиновский дворцово-парковый ансамбль был возрожден из руин. Всего 18 месяцев понадобилось архитекторам и реставраторам, чтобы снова открыть двери парадных залов дворца для посетителей. Воссозданы росписи и лепной декор. Сейчас здесь проходят встречи международных лидеров, форумы, сеймы. Территория вокруг дворца очень большая, разбиты парки, из окон дворца открывается прекрасный вид на Финский залив. Для нас была проведена обзорная экскурсия по парку и интерьерам дворца.

Опыт музеев Санкт-Петербурга очень интересен. Разные приемы «оживления» экспозиции, на мой взгляд, пробуждают не просто любопытство, а интерес. Это позволяет посетителю в музее чувствовать себя свободно, ощутить себя в качестве слушателя, исследователя, наблюдателя. Использование интерактивных приемов, мультимедийных программ в музейных залах помогают лучше почувствовать историческое время, культурную среду, но они не должны играть первостепенную роль. Д.А. Баранов, заведующий отделом этнографии русского народа, кандидат исторических наук подчеркнул: «Тема музейной экспозиции должна обязательно раскрываться через экспонат, а не посредством большого количества текстов и видеозарисовок».