О.В. Яшина - Шекснинские находки

Вестник 14 (Декабрь 2008)

Шекснинские находки

О.В. Яшина, зав. музеем природы г. Череповец

Поводом для написания этой статьи стала находка бивня мамонта в Шиндаловском карьере. Директор карьера Н.Б. Сальников передал его в Кирилловский музей-запо-ведник. В настоящее время бивень ждет реставрации, а потом займет достойное место в экспозиции музея.

Карьер расположен в 14 километрах от города Кириллова на левом берегу реки Шексны. Точнее говоря, это не один карьер, а целая система горных выработок. В разное время здесь добывали валуны, песок и гравий - флювиогляциальные отложения, образовавшиеся во время последних стадий развития осташковского ледника и его деградации.

В районе д. Коврижново находился один из языков ледника, который оставил после себя нагромождения краевой морены (южный отрог Кирилло-Белозерской гряды). Талые и ледниковые воды, размывая морену, выносили за кромку ледника песчано-гравийный материал, и к юго-востоку от д. Коврижново образовалось обширное зандровое поле. Интенсивность водных потоков была разной, поэтому отложились осадки, различные по гранулометрическому составу и свойствам - от тонкозернистых песков и глин до огромных валунов.

На границе с краевой мореной сложились условия, позволяющие аккумулироваться ископаемым костям животных. Неровности доледниковой поверхности также помогли создать «ловушки» для органических остатков. Часть находок костей древних животных оказалась на поверхности благодаря тому, что ледниковые отложения усиленно размывались рекой Шексной, другие остались внутри отложений водноледниковых потоков и были вскрыты только при разработке месторождений.

К сожалению, эти находки дают лишь косвенную информацию о местообитании этих животных, так как связаны флювиогляциальными отложениями, разрознены и, возможно, значительно перемещены от мест захоронения (в данном случае особенности их захоронения связаны только с удельным весом и формой кости).

В настоящее время известно более десятка костей древних животных, найденных при разработке песчано-гравийных карьеров в Кирилловском районе. Часть из них попала в музеи, но большая часть, к сожалению, «осела» у любителей экзотики и, вероятно, уже недоступна для изучения специалистов.

Еще до Октябрьской революции в д. Иванов Бор добывали камень для мощения улиц в г. Вологде. Первая документально зафиксированная находка - зуб ископаемого животного, найденный в 1925 г. Башмаковым, также связана с этим местечком. (Д. Иванов Бор расположена напротив д. Шиндалово, через р. Шексну). В 1996 г. коллекции череповецкого музея Природы изучала сотрудница музея СПб Горной академии, кандидат биологических наук Гарутт Н.В. Она определила этот зуб как зуб лесного слона, - Palaeoloxodon antiquus Falconer, 1825.

Внешне зуб похож на зуб мамонта. Он имеет высокую коронку, но более узкую, чем коронка у зуба мамонта. Кроме того, в отличие от мамонтов, зубы лесного слона имели по 6-6,5 пластин на 10 см жевательной поверхности, с ромбовидным изгибом посередине, бивни длинные и прямые. Несмотря на некоторое внешнее сходство в целом, этот род достаточно далек от рода Mammuthus. Это две разные филогенетические ветви семейства элефантид.

Находки лесных слонов в Восточной Европе редки (так как основным местом его обитания служили плейстоценовые леса юго-запада Европы) и тем более неожиданны для наших широт. Ранее крайней северной считалась находка зубов лесного слона в пойме Москва-реки (1933 г.)

Условия, пригодные для обитания этих животных в бассейне палео-Шексны, могли сложиться в микулинское межледниковье (70 - 110 тыс. лет назад). Отложения микулинского горизонта были вскрыты рядом геологических скважин во время геологической съемки в 60-80-е годы. Палинологические исследования (разрезы Доманово, Клочково, Сизьма, Череповецкий гидроузел) показали существование в это время лесов из сосны, ели, вяза, дуба, а в озерно-болотных отложениях были найдены раковины: Pisidium henslovanum Shepp. (горошинки), Bithina leachi Shepp., Sphaerium solidum Normand (шаровка) и Limnaea valvata pulchella Műller (прудовик), Sphaerium sp. (шаровка) типичных для мукулинского межледниковья.

Наиболее северные из известных местонахождений микулинской микро-териофауны расположены на 56-57˚с.ш. (Черемошник, Ярославская область). Их состав также позволяет говорить о наличии в этих широтах лесной зоны. Находки макротериофауны были обнаружены недалеко от города Рыбинска, там, в межморенных отложениях, были найдены кости передних конечностей носорога Мерка (по определению Е.И. Беляевой). В.А. Новский считает, что они также происходят из рисс-вюрмских (микулинских) отложений.

Все это, несомненно, является положительным аргументом в пользу существования лесной зоны в Восточной Европе вплоть до 59-60˚ с.ш. и миграции лесного слона так далеко к северу.

Другие находки в Кирилловских карьерах принадлежат мамонту - это три зуба, фрагменты нижней челюсти, фрагменты берцовой, тазовой и плечевой костей.

Для исследователей наиболее важны зубы животных, так как они несут в себе массу интересной информации. Все три зуба хранятся в фондах череповецкого музея Природы. Это зубы последней смены, поэтому могут быть использованы для сравнительной характеристики между собой.

Зуб № ЧерМО 11735 был найден в Кузинском карьере. Он имеет аномальное развитие пластин, видимо, принадлежал больному животному. Пластины широко расставлены, что характеризует приспособление к питанию жестким веточным кормом.

Зуб № ЧерМО 11736 был найден в Ильинском карьере. Зуб стерт практически до корней. Он имеет небольшую, очень узкую, изогнутую коронку. Достаточно большое количество пластин (9,5 пластин на 10 см) и тонкую, в среднем 1,5 мм, толщину эмали, что позволяет отнести его к поздней форме мамонта.

Зуб № ЧерМО из карьера «Иванов Бор» 4028 значительно крупнее, 23 пластины (на 10 см 8-9 пластин), но эмаль также тонкая, в среднем 1,3 мм. Коронка сильно изогнута.

1963 год - год наиболее активного поступления костей в музеи. Нижняя челюсть мамонта из четырех фрагментов (4029/1-4) - карьер «Иванов Бор», берцовая (ЧерМО 4030) - карьер «Иванов Бор», тазовая кость (ЧерМО 11726) - «Коврижинский» карьер в попали в череповецкий музей, плечевая кость из карьера «Иванов Бор» - в областной музей-заповедник (ВОКМ 14073).

В настоящее время продолжается разработка карьеров в Кирилловском районе, и у нас есть уникальная возможность изучить особенности формирования костеносных толщ.