О.В. Вороничева - Домик, похожий на сказочный теремок

Вестник 15 (Февраль 2009)

Домик, похожий на сказочный теремок

О.В. Вороничева, зав. отделом архитектуры и реставрации

Фото до реставрации (вторая половина XX века)В минувшем году ООО «РЦ-АПО» под руководством ген. директора архитектора-реставратора А.В. Попова и архитектора     Л.А. Лупушор практически завершен полный комплекс реставрационных работ на Домике Келаря.

По внешнему облику памятника можно получить наиболее наглядное представление о декоративном убранстве древних монашеских келий. В отличие от большинства гражданских построек Кириллова монастыря, на богато украшенном главном фасаде домика без переделок и утрат сохранился подлинный живописный декор. В нижнем этаже здания помещаются кельи, а в верхнем - шесть маленьких кладовых палат. Само название памятника «Домик Келаря» - довольно позднее, и не встречается в литературе вплоть до начала XX века. На плане Праве он назван «пустопорожние кельи в два этажа внизу с подвалом», на плане Мартынова «древний домик», в книге Никольского «домик с воротами».

Фото до реставрации (вторая половина XX века)Датировка памятника XVII веком основана на стилистическом анализе его декора. Впервые полное описание домика встречается в переписных книгах 1773 года. Н.К.Никольский предполагал разновременность строительства отдельных частей корпуса. С.С. Подъяпольский относит здание к последней четверти XVII века, при натурном обследовании он установил факт одновременного сооружения всех его частей. С этим фактом согласился А.В. Попов, но при этом он склоняется к датировке памятника XVIII веком, учитывая результаты анализа обмазочных и покрасочных составов на фасадах, а также довольно часто встречающийся обычай строить здания по образцу уже давно существующих, возможно поэтому памятник гораздо ближе к XVII, а не к XVIII веку.

Основные реставрационные работы на памятнике выполнены в два этапа: это периоды 1963-1964 гг. и 2007-2009 гг.

Эскизный проект реставрации памятника был разработан С.С. Подъяпольс-ким в 1953 году. Работы по этому проекту велись в 60-е гг. В это время был воссоздан частично сохранившийся к тому времени северо-западный объем здания, устроено деревянное крыльцо с лестницей на второй этаж, расположенной вдоль фасада. Также были заделаны трещины в стенах, раскрыты оконные проемы, произведена вычинка фасадного декора, заменены оконные и дверные заполнения, в арке ворот навешены решетчатые створки, по образцу существующих в Святых вратах. В «кладовых» на втором этаже воссозданы кирпичные полы. Кровля памятника в 60-е гг. была покрыта тесом. В 80-е гг. деревянное покрытие кровли заменили на металлическое.

В период 80-х - 90-х гг. Домик Келаря использовался для проживания специалистов-реставраторов в летнее время. В 2005 году дирекцией музея было принято решение о приспособлении его под эти же цели и создании более комфортабельных условий. Открытый конкурс на разработку проектной документации выиграла компания ООО «Карэнси» (генеральный директор М.В. Капустина, главный архитектор проекта А.В. Никитин, главный инженер П.Н. Омельницкий). В целом проект был одобрен научно-методическим советом музея и согласован в Министерстве культуры, хотя после пришлось в рабочем порядке дорабатывать многие разделы. В 2007-2009 гг. реставрационные работы и рабочая документация выполнялись под руководством А.В. Попова.

В процессе работ сделаны системы электроснабжения, отопления, водопровода и канализации, ОПС. Подведены фундаменты в виде двухсторонней железобетонной обоймы, выполнено полноценное археологическое обследование территории (руководитель работ И.В. Папин). Данная работа археологов вызывает большой интерес и требует отдельного внимания.

Во время проведения натурных исследований на печных трубах архитекторы зафиксировали следы ранее существовавшей стропильной конструкции. Первоначально она имела более пологий уклон, поэтому отметка конька была понижена на 0,5 м. Покрытие кровли выполнено в стиле средневековья - из дороженого теса в три слоя, при этом предусмотрены все меры по повышению его долговечности и устойчивости в противопожарном отношении (выполнена гидроизоляция, пропитка антисептиками и антипиренами). Обращает на себя внимание красавец-охлупень из сосны диаметром 40 см.

Учитывая необходимость использования отреставрированного объекта круглогодично, проектанты и музейные специалисты сочли возможным частично демонтировать позднюю закладку свода в северо-западной части и на этом месте соорудить внутреннюю металлическую лестницу с забежными ступенями. Устройство этой лестницы позволит избежать множества эксплуатационных проблем в зимний период. Для удобства покрытие полов в интерьерах сделано из керамической плитки, которая напоминает раскладку ранее существовавших кирпичных полов.

Все спорные вопросы в процессе рабочего проектирования решались совместно реставраторами и музейщиками на протяжении всего периода ведения работ. Особенно жаркие дискуссии возникли по вопросам внешнего вида столярных заполнений, цветового решения фасадов и положения крыльца с деревянной лестницей для входа на второй этаж со стороны дворового фасада. Подлинных заполнений оконных проемов не сохранилось, в связи с этим         Л.А. Лупушор предложила на обсуждение несколько вариантов заполнений. В итоге принято решение сделать оконные переплеты без членений и без имитации слюдяных оконниц. По мнению А.В. Попова, этот вариант подчеркивает подлинные элементы декора фасадов. Для теплозащиты в рамах установлены стеклопакеты и современная арматура. Вызывают интерес четыре первоначальные дверные колоды на втором этаже, которые реставраторы сохранили, лишь заменив новодельные дверные полотна.

Рисунок А.В. Покровского. Середина XX века.В проекте реставрации памятника был не разработан раздел «Расколеровка фасадов». По инициативе А.В. Попова для детального изучения составов обмазочных и покрасочных слоев привлекались реставратор живописи О.В. Лелекова и химики-технологи из ГосНИИР, а также инженеры-технологи из института «Спецпроектреставрация». По результатам исследований составлены заключения и установлено, что на фасадах по кирпичной кладке выполнена белая плотная обмазка, по которой стены были окрашены интенсивно-желтым цветом, декоративные обрамления окон - интенсивным красно-коричневым, а оконные откосы - светло-охристым. В более поздние периоды по этим слоям выполнялись еще покраски светло-желтой охрой и белым цветом. Загадкой остается период нанесения цветных покрасок. Возможно, они были нанесены одновременно с обмазкой при строительстве корпуса, возможно позже. Установлен лишь тот факт, что между яркой покраской и обмазкой нет грязевых отложений. Интересно, что многие художники изображали Домик Келаря на своих рисунках цветным даже в середине XX века. На одном из совещаний      А.В. Попов и Л.А. Лупушор предложили восстановить цветные покраски, «поскольку точные сведения о том, что корпус был белым отсутствуют, но имеются факты подтверждающие, что он был цветным». Еще одним аргументом послужило отсутствие точной датировки памятника, не исключено, что постройка относится к XVIII веку, в таком случае повышается вероятность нанесения покрасок в период, близкий к первоначальному. Также было озвучено мнение С.Б. Куликова, который считает, что известковые обмазки были очень хорошего качества, поэтому не было смысла сразу наносить покраску. Судя по аналогиям XVII века, такой цвет выпадает из кирилловской традиции.              Л.Л. Петрова считает более правильной точку зрения С.Б. Куликова, по ее мнению, такая расколеровка будет соответствовать покраске XIX века и не будет гармонировать со всем ансамблем. Все остальные члены научно-методического совета большинством голосов сочли, что вышеперечисленных оснований достаточно для постановки вопроса о первоначальном существовании покрасок фасадов.

Также Л.А. Лупушор предложила изменить положение деревянного крыльца с лестницей для входа на второй этаж со стороны дворового фасада. С.С. Подъяпольский воссоздал крыльцо вдоль западной стены на основании натурных остатков на фасаде. По мнению Людмилы Александровны, в таком виде оно появилось в XIX веке, после того, как были сооружены контрфорсы для трапезной палаты, которые перекрыли проезд под аркой, это крыльцо закрыло на фасаде три окна. Л.А. Лупушор подготовила эскизный чертеж крыльца, близкого по форме к первоначальному с расположением перпендикулярно западной стене, т.к. в настоящее время проезд в этих воротах не возможен, а для прохода такая форма крыльца не помешает. С таким вариантом согласились все члены метод. совета.

На сегодняшний день реставрационные работы еще не завершены, акты ввода не подписаны, но домик, похожий на сказочный теремок, уже получил новую жизнь.