Л.М. Евсеева - Описание иконы "Положение ризы и пояса Богоматери"

Спецвыпуск Вестника "Церковь Ризоположения 1485 г." (Май 2009)

ПОЛОЖЕНИЕ РИЗЫ И ПОЯСА БОГОМАТЕРИ

(из каталога «Дионисий «живописец пресловущий»

Москва: Северный паломник, 2002 год)

 

Л.М. Евсеева

 

1485 год. Мастерская Дионисия. Москва.

Дерево, темпера. 68 х 55 см.

 

Происходит из местного ряда иконостаса деревянной Ризоположенской церкви села Бородава близ Ферапонтова монастыря, перевезенной на территорию Кирилло-Белозерского монастыря.

 Пост. в 1956 году.

 

Сохранность

Сквозная трещина доски. Справа вставка с живописью XVI века: фигура жены (кроме головы и лика), часть фигуры императрицы, часть стены. Тонированные вставки левкаса по всей поверхности. Потертости золота на фоне, нимбах и ассисте.

Реставрация

Пробные раскрытия сделаны Н.В. Перцевым в 1937 году. Реставрирована В.Е. Брягиным в ЦМиАР Т1958-1959 гг.

В центре изображён престол, на который константинопольский патриарх Геннадий I и император Лев I возлагают мафорий и пояс Богоматери. За патриархом представлены поклоняющиеся ризе епископ и монах, за императором - императрица Верина и придворные дамы. Фоном композиции служит центрическая постройка под киворием с арочным входом и стена, завершённая двумя башнями, к которым перекинут велум. На патриархе и епископе белые крестчатые фелони. Император одет в красно-лиловый, а императрица - в красный дивитисий с золотыми каймами. На их головах трёхлопастные золотые короны; у императрицы ниже короны спускается жемчужная сетка. Монах в коричневом плаще, жёлтой рясе и чёрном куколе. Придворные дамы изображены в зелёных мафориях. Лики написаны по светлому санкирю розоватыми охрами с киноварной подрумянкой. Завеса кивория и боковые драпировки престола красные, с коричневой каймой, покрытой золотым ассистом. Верхний покров престола светло-зелёный. Здание в центре светло-зелёное, колонны кивория коричневые с «мраморировкой». Стена и башни охристые, крыши башен и кивория сине-зелёные, велум - красный. Позем синий. Нимбы, фон и поля золотые.

 

Надписи

ПОЛОЖЕН(I)Е ЧЕСТНЫIА РИЗЫ И ПОЯСА ПРЕС(ВЯ)ТЫЯ Б(ОГОРОДИ)ЧА ВЛАХЕРНЕ

Доска цельная. Две врезные встречные шпонки. Ковчег. Паволока, левкас.

 

Иконография

Мастер следует храмовому образу Ризоположенской церкви Московского Кремля, возобновленной в 1485 году (эту несохранившуюся икону повторяет роспись XVII века на наружной стене храма). На иконе объединены разновремённые события, связанные с перенесением реликвий Богоматери из Иерусалима в Константинополь: Положение ризы (мафория) в храме св. Раки во Влахернах и Положение пояса в капелле Агиа Сорос при Халкопратийской церкви Богородицы. Обе постройки, в которых хранились реликвии, были небольшими круглыми зданиями, перекрытыми куполом. Положение ризы во Влахернах произошло в 473 году при императоре Льве I и патриархе Геннадии I. Оно подробно описано в «Похвальном слове на положение ризы», на основе которого в византийском искусстве был создан исторический тип иконографии праздника в виде сцены поклонения святыне. Исторический вариант иконографии Положения пояса практически совпадает с иконографией Положения ризы (миниатюра Минология XI в. в Парижской национальной библиотеке - дг. 1528; Grabar 1979. Fig. 9). Композиция иконы из села Бородава близка византийской схеме, но отличается от неё изображением двух событий одновременно. Кроме того, император представлен стоящим справа у престола вместе с императрицей и придворными. Подобный вариант иконографии, видимо, существовал и в Константинополе. Пояс Богоматери был перемещён во Влахерны до XII в. (Путешествие, 1872. С. 96-97), и его культ мог слиться с влахернским культом ризы. Изображение императорской четы соответствует церемонии поклонения семьи василевса ризе Богоматери в храме св. Раки, описанной Константином Багрянородным в Х веке. (ConstantinePorphyrogenele 1935. V. II). Здание в центре иконы может одновременно обозначать и капеллу св. Раки, и её надпрестольный киворий.

 

Атрибуция

Н.В. Перцев отнёс икону к кругу Дионисия и предположительно датировал её временем около 1500 года (Акт Кирилловского музея от 15 мая 1937 года).

Эту же датировку и атрибуцию предлагали В.И. Антонова и В.Н. Лазарев (Антонова, 1952. С. 16; Лазарев, 1955. Примеч. 2 на с. 530). Г.В. Попов датировал икону 1485 годом - временем строительства церкви, антиминс которой относится к этому году (Никольский, 1872. С. 293-294. Рис. б; Бриллиантов, 1899. С. 51-52). Исследователь связал икону с ведущим направлением московской живописи, стадиально предшествующим творчеству Дионисия, но не достигшим значительности образов и классического совершенства его искусства (Попов, 1981. С. 80-96). Стиль живописи «Положения ризы и пояса» отличается от манеры письма Дионисия и художников его мастерской открытым колоритом и суховатой графичностью, особенно в изображении одежд. Вероятно, икона была заказана строителем бородавской Ризоположенской церкви ростовским архиепископом Иоасафом в Москве, возможно, в той же кремлевской мастерской, где писалась храмовая икона церкви Положения ризы в Московском Кремле.