Вестник 16 (Май 2009)

Профессия - экскурсовод

Материалы предоставлены турфирмой "Пардус"

Экскурсионное дело - важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Ему свыше ста лет.

До конца 1960-х гг. работа в качестве экскурсовода не была профессиональной, она представляла собой вид любительских занятий для групп энтузиастов. Обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных отраслей знаний без отрыва от своей основной деятельности (педагоги, научные сотрудники институтов, музеев и др.), лишь в нескольких экскурсионных бюро и в отдельных музеях были штатные экскурсоводы. В то время экскурсовод в музее - это сотрудник, показывающий экскурсантам выставленные для обозрения предметы и дающий необходимые пояснения.

Появление новой профессии связано с мерами, принятыми в 70-е годы директивными органами по развитию туризма и экскурсионного дела в стране. Изменение функций экскурсий, превращение их из формы отдыха в форму культурно-просветительной работы с населением, способствовало повышению роли экскурсоводов, дальнейшему становлению новой специальности. Экскурсовода стали рассматривать как педагога и воспитателя, того, кому доверено нести знания людям.

Сегодня профессия экскурсовода престижна, что связано с привлекательностью, оригинальностью этого вида трудовой деятельности, её уникальностью, интеллектуальным характером. Социальный престиж профессии основан на высокой оценке значимости деятельности экскурсовода, понимании его роли в проведении культурно-воспитательной работы. Эта профессия даёт возможность общения с другими людьми, быть объектом внимания заинтересованной аудитории, получать повседневную оценку своей деятельности. 

Мастерство экскурсовода, помимо своей специфической профессиональной основы, включает в себя элементы других видов мастерства: педагогического, лекторского, основ ораторского искусства, этики, логики, психологии.

Для экскурсовода характерны четыре вида способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные и аналитические. Работа экскурсовода сложна и многогранна, требует глубокой и основательной подготовки. По существу, экскурсия - это театр одного актера, коим и является экскурсовод. 

«Экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык слово проникло в XIX веке и первоначально означало «выбегание», «военный побег», затем «вылазка, поездка».

«Малая советская энциклопедия» объясняет: «Экскурсия - коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью». В «Большой советской энциклопедии» сказано, что экскурсия - это посещение достопримечательных чем-либо объектов, форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста- экскурсовода». Экскурсия в современном понимании - это наглядный процесс познания окружающего мира, восприятия окружающей нас действи-тельности, построенный на слиянии зрительных и смысловых впечатлений.

Основными составляющими эле-ментами экскурсии являются показ, рассказ и движение. Проводить толковые экскурсии, состоящие из двух действий - показа и рассказа - дело непростое. «Говорить путано умеет всякий, говорить ясно умеют немногие», - сказал Галилео Галилей.

Показ - изучение объектов под руководством экскурсовода, благодаря чему экскурсант не только видит объект, но, слушая объяснение гида, с его помощью анализирует объект. Экскурсовод должен хорошо понимать, зачем он показывает объект, и в зависимости от темы экскурсии строить свой рассказ об этом объекте. Часто один и тот же объект показывается, преследуя разные цели. В искусствоведческих экскурсиях упор делается на стиль и архитектурные особенности зданий, а в исторических - на события, связанные с этими зданиями.

Во время проведения экскурсии нужно строить маршрут так, чтобы объекты показа помогали излагать тему в логической последовательности. Надо помнить, что люди едут на экскурсии для того, чтобы увидеть, поэтому в большинстве случаев на пешеходных экскурсиях показ предшествует рассказу. 

В ситуации, когда экскурсия ведётся по ходу автобуса или при путевой информации, которая даётся во время следования из одного населенного пункта в другой, экскурсовод должен сделать свой рассказ последовательным. И здесь возможны варианты:

- вначале показать объект, потом рассказать;

- предварительно рассказать об объектах, а потом показать их на проезде;

- предварительно рассказать о каждом объекте, предупредив экскурсантов, что они вскоре увидят памятники, о которых идет речь. При этом важно уточнить, с какой стороны они будут находиться, и не забывать, что нельзя показывать объекты в лобовое стекло: в этом случае их видит только сам экскурсовод и люди, сидящие на первых рядах автобуса.

К основным методическим приемам показа можно отнести:

- предварительный осмотр( экскурсовод показывает и называет объект);

- зрительный анализ (исторический, искусствоведческий, естественно-научный и т.д);

- зрительная реконструкция (несохранившийся объект восстанавливаем посредством рассказа и материалами из портфеля экскурсовода (например, фото);

- зрительное сравнение (показываем один объект, находящийся перед экскурсантами, а другой демонстрируем изображением, рисунком, фотографией и др.);

- наглядные пособия (фото, схемы, карты, буклеты, графики и др.);

- панорамный показ;

- показ по ходу автобуса;

- интеграция (например, ансамбль площади «собирается» из окружающих зданий);

- жест (показ надо подкреплять жестом вытянутой руки и ни в коем случае не пальцем. Жест должен быть красив и своевремен. Экскурсионная группа располагается полукругом, лицом к памятнику, экскурсовод стоит спиной к нему).

Рассказ в экскурсии носит подчинённый характер, сопровождая показ. Он должен быть последовательным, логичным, убедительным, доступным. В рассказе приводятся различные точки зрения, объясняется и высказывается своё отношение. Рассказ не должен перегружаться датами, цифрами.

Установлено, что человек запоминает 10% прочитанного, 25% услышанного, 30% увиденного и 50% информации при комплексном восприятии зрением и слухом. Таким образом, при правильном использовании показа и рассказа экскурсия способствует лучшему запоминанию материала. Основные методические приёмы рассказа: справка, описание, объяснение, комментарий, вопросы, ответы, диалог, в детской экскурсии задания, цитирование.

В экскурсионную методику входит также умение грамотно делать логические переходы, паузы, движение группы, построение маршрута.

Для экскурсовода чрезвычайно важны и манера поведения, и внешний вид, и культура речи. Важная черта мастерства экскурсовода - умение установить контакт с группой и руководить ей. Экскурсантов надо любить, быть к ним внимательным, приветливым, не загромождать свою речь непонятными терминами, а если без этого не обойтись, доходчиво разъяснить. Под культурой речи понимается грамотность, лексическое богатство, выразительность, образность.

Профессия экскурсовода интересная, творческая. Видимая легкость работы на самом деле даётся многолетней практикой и постоянным обучением. И чтобы дорасти до настоящего профессионала, необходимо очень много трудиться и много знать.

Процесс совершенствования профессионального мастерства экскурсовода безграничен. Важное место в нем занимает работа по изучению экскурсионной теории, развитию интуиции экскурсовода, обогащению языка.