Вестник 16 (Май 2009)

Волго-Балт

Волго-Балтийское государственное управление водных путей и судоходства (ГБУ «Волго-Балт») - территориальный орган государственного управления речным транспортом в системе Министерства транспорта РФ. Осуществляет эксплуатацию и развитие водных путей, а также государственное регулирование деятельности речного транспорта в Северо-Западном регионе на территории семи субъектов РФ: Ленинградской, Новгородской, Вологодской, Псковской и Калининградской областей, Санкт-Петербурга и частично Республики Карелии. Это сложный комплекс инженерных объектов, включающий в себя 4 900 километров эксплуатируемых водных путей, одиннадцать шлюзов с перепадом высот от 11 до 18 метров, три гидроэлектростанции, двадцать пять земляных плотин и дамб, двенадцать паромных переправ, девять мостовых переходов, восемь маяков в Ладожском озере, более пяти тысяч знаков судоходной обстановки, двести семьдесят три единицы обслуживающего флота.

Волго-Балтийский водный путь имеет протяжённость 861 километр и пролегает от Санкт-Петербурга (мост Лейтенанта Шмидта на Большой Неве) до Череповца (Рыбинское водохранилище). Этот водный путь включает в себя и самый большой в мире по протяженности искусственный Волго-Балтийский канал (361 километр, от Онежского озера до Рыбинского водохранилища).

При Павле I в 1798 году был создан Департамент водных коммуникаций, в ведение которого отошли все водные пути, их эксплуатация и строительство. Тогда же было начато строительство Мариинской системы. Жена Павла I императрица Мария Федоровна, будучи попечительницей детских домов Санкт-Петербурга и Москвы, направила излишки средств в размере 40 тысяч рублей на ускорение строительства водного пути. И за это участие «в поспешествовании строительству» Павел I распорядился назвать новый водный путь её именем. В 1809 году Мариинская система начала пропускать суда, в 1810 году состоялось её официальное открытие.

В 1896 году завершилась реконструкция Мариинской системы. Был сделан ряд перекопов, часть деревянных шлюзов заменили новыми, каменными. В таком виде Мариинская система действовала шестьдесят восемь лет, до 1964 года. Проект обновленной Мариинской системы получил Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1913 году. Мариинская система легла в основу Волго-Балта, что позволило начинать использовать строящийся путь участками. Так, 1-й и 2-й шлюзы были запущены в эксплуатацию в 1962 году, устранив фрагмент Мариинской системы. Далее шли по её деревянным шлюзам. Седьмой шлюз заработал в 1963 году, и здесь, соответственно, были убраны несколько старых шлюзов на реке Шексне. А в 1964 году вводились сразу 3-й, 4-й, 5-й, 6-й шлюзы. И Мариинка полностью прекратила своё существование.