Вестник 16 (Май 2009)

Практически со дня основания территория национального парка «Русский Север» привлекала внимание ученых, исследователей, преподавателей различных вузов страны. Многие работы продолжаются до сегодняшнего дня. Тем не менее, материалы о работе учёных в те дни, когда всё ещё начиналось, интересны не только для читателей, но и самих авторов. Как и эта заметка Н.Б. Афанасьевой, тогда ещё преподавателя кафедры основ естествознания ЧГУ, напечатанная ещё в 1993 году в районной газете «Новая жизнь». Практически каждый год в составе экспедиции, состоящей из сотрудников МГУ и ЧГУ Наталья Борисовна, ныне заведующая кафедрой биологии и общей экологии, участвует в исследованиях по изучению растительного покрова территории парка.

Прошлое наших лесов

Материал предоставлен НП «Русский Север»

Одна из задач находящегося на территории Кирилловского района молодого природного национального парка «Русский Север» - воссоздание естественного природного ландшафта в охранной исторической зоне. Для этого необходимо знать, что восстанавливать, как развивалась природа здесь, какие природные комплексы сменяли друг друга и почему.    

Реконструкцией истории развития растительности Кирилловского района занимаются ученые из Москвы и Череповца при активном содействии сотрудников национального парка. Наше исследование опирается на полевые геоботанические работы и спорово-пыльцевой анализ. Он основан на уникальной способности пыльцы и спор сохраняться в озерных, торфяных и почвенных отложениях. Каждый год откладываются послойно пыльцевые зёрна растений, отцветших в этот сезон. Они могут сохраняться миллионы лет, не изменив своего внешнего вида, не потеряв своих характерных «украшений», по которым можно определить, какому растению принадлежало это пыльцевое зерно. Таким образом, собрав в поле образцы из глубокого разреза почвы, пробурив торфяные или илистые отложения озера, можно в лаборатории выделить из образца споры, определить их и посчитать. По результатам анализа строится диаграмма, интерпретируя которую можно понять, какое участие в составе древней растительности принимали те или иные растения, какие леса, луга, болота были в окрестностях изучаемого места.

Работа, проведенная нами в окрестностях Ферапонтова, выявила природную уникальность этого места. Оказалось, что растительность здесь развивалась не по обычному сценарию, характерному для северо-запада России. Вероятно, богатые почвы, особый холмисто-озерный рельеф способствовали тому, что леса здесь всегда были богаче и устойчивее, чем в окружающих регионах. Мы предполагаем, что уже у края отступающего ледника (около 11 тысяч лет назад) здесь росли леса. Это были ельники с лиственницей и даже отдельными широколистными породами. Постепенное потепление вызвало таяние вечной мерзлоты, и лиственница, конкурентоспособная на холодных почвах, выпала из древостоя. На смену ей пришла пихта. Пыльцевые зерна пихты встречаются в окрестностях Ферапонтова, начиная с 6 тысяч лет и до исторического времени. Таким образом, древние люди, поселявшиеся по берегам рек и озер, могли увидеть в этих местах богатые елово-пихтовые леса, в которых все больше становилось широколиственных пород. Вяз, клен, дуб, липа, которые сейчас в наших лесах остались только в виде отдельных, часто не цветущих, экземпляров, раньше (около 5 тысяч лет назад) были очень широко распространены. Первым расселяется вяз (сейчас практически исчезнувший из лесов), потом липа и клен. Листовой опад этих деревьев дополнительно обогащал почву. На сведенных от такого леса площадках хорошо росли хлебные злаки, образовались богатые пастбища. Находки пыльцы зерен культурных растений и сорняков позволяют предположить, что в районе Бородаевского озера уже в каменном веке существовали племена, знакомые с земледелием (дальше слово за археологами). Примерно 5 тысяч лет назад климат стал постепенно ухудшаться. Так называемый климатический оптимум оставил свой след в виде отдельных широколиственных пород в наших лесах, липовых рощиц в поймах рек. Известная археологам кленовая посуда может быть местного производства. А пихта на границах монастырских владений вполне может быть естественного происхождения. О более широком распространении дуба, липы, вяза, клена говорят и названия населенных пунктов Кирилловского района Липово, Дуброво, Кленовицы, мыс Вязовый.

Судя по спорово-пыльцевому анализу, богатые елово-широколиственные леса существовали в Кирилловском районе вплоть до последних столетий. Знаменитые наши монастыри строились в величественном окружении богатых елово-широколиственных лесов. Активное вмешательство человека изменило облик нашей земли. Выборочная рубка особо ценных пород, полное сведение коренного леса под пастбища и пашни привели к тому, что нынешний ландшафт вокруг великих исторических мест либо безлесный, либо взгляд падает на замусоренные сильно нарушенные малоценные мелколиственные ольшаники, березняки, осинники. И это на место величавых, богатейших и сложнейших елово-широколиственных сообществ, которые устойчиво существовали здесь почти 10 тысяч лет! Человек уничтожил эти леса. Сиротливо выглядят и великие храмы в соседстве с измельчавшими современными лесами. Вернуть земле её красоту и величие, вернуть храмам достойное их окружение - долг человека сегодня. Долг перед прошлым и будущим.