Л.А. Лупушор - Джанна Тутунджан

Вестник 21 (Июнь 2011 г)

Джанна Тутунджан

 

Л.А. Лупушор, зам. директора по развитию и экспозиционно-выставочной работе

Джанна Тутунджан родилась 22 сентября 1931 года в Москве в семье служащих. В 1944 году она поступила в Московскую среднюю художественную школу, а в 1953–1959 годах училась в Московском государственном худо-жественном институте имени В.И. Сурикова. В 1959 году вместе с мужем, художником Николаем Баскаковым, ДжаннаТутунджан переехала на его родину в Вологду. Вместе они много путешествовали по Вологодской земле, а в 1964 году поселились на берегу Сухоны в деревне Сергиевской Тарногского района.

Джанна – москвичка, в жилах которой русская кровь смешалась с армянской – человек, к которому с опаской должны были относиться в русской деревне, где не с каждым чужим поздороваются. Однако своей добро-той, открытостью и мудростью она смогла расположить к себе всех жителей деревни. Удивительным образом признали они ее своей. За широту души, за громкий и мелодичный голос, умеющий спеть песню или рассказать перед всеми о самом сокровенном. Умела найти слова и интонации, пронизывающие душу, так как говорила она всегда искренне. И рисовала она также: самую суть видела в человеке и, увидев, показывала другим. Портреты простых людей, переживших войну и голод, и смерть близких, и несправедливость власти. Людей, на плечах которых держится Русская земля, как это ни пафосно звучит. Непосредственность и огромная энергия, в то же время терпение и вера в лучшее в человеке – вот то, что делало эту большеглазую и улыбчивую, по-девичьи стремительную женщину родным человеком для всех, кто ее знал.

С 1959 года Д.Т. Тутунджан – участник областных, межрегиональных, всероссийских, всесоюзных, международных художественных выставок. С 1964 года – член Союза художников СССР, с 1972 года – заслуженный художник РСФСР. Она лауреат премии Вологодского комсомола имени А.Я. Яшина за 1971 год, лауреат Государственной премии Вологодской области по изобразительному искусству и архитектуре за 2006. В 2004 году она получила звание народного художника России, с 2007 года – член-корреспондент Российской академии художеств.

Персональные выставки живописи и графики Джанны Тутунджан проходили в Вологде, Москве, Ленинграде, Великом Новгороде, Данилове, Ярославской области. И сейчас в Москве – ее персональная выставка.

Ее произведения находятся в коллекциях музеев Вологодской области, в художественных музеях Архангельска, Иванова, Калуги, Караганды, Кирова, Костромы, Петрозаводска, Сыктывкара, Новокузнецка, Пензы, Томска, Тулы, Ульяновска, в частных коллекциях в России.

Джанна Таджатовна Тутунджан умерла 23 февраля 2011 года и похоронена в Вологде на Козицынском кладбище рядом со своим супругом Николаем Баскаковым. Они всю жизнь были вместе и смерть совсем ненадолго разлучила их.

В Кирилло-Белозерском музее-заповеднике хранятся 26 графических работ художницы. Каждый лист – человеческая судьба, целая история жизни. Вместе – история целого поколения. Графическое решение листов зачастую содержит не только изображение, но и тексты: это - фразы, это - суждения, это – мнения изображенных людей. Как точно записаны слова, как хорошо передан неповторимый вологодский говор и интонации: будто слышишь голоса уходящей эпохи…

Музей открыл выставку гра-фики 9 апреля – на сороковой день после ухода красивой женщины и верного друга, яркой и неординарной личности, человека открытого людям и говорящего всегда то, что думает. Известие о смерти Джанны поразило своей неожиданностью: настолько сильной и энергичной казалась она…

Нам остались ее работы. Разглядывая нарисованные ею портреты, мы, как будто, слышим неторопливую беседу между худож-ником и натурой. Они говорят о жизни, о детях, о войне.

Вот присела на краешек стула бабушка и говорит входящей гостье, а кажется – мне, смотрящей на портрет: «То-то Серко гостей намывает: – Вот ты и пришла!». И действительно, видишь рядом умывающегося кота и чувствуешь, что тебе рады. И не важно, сколько этому портрету лет, есть ли в живых та бабушка и художник, запечатлевший ее, потому что осталось приветствие – доброе, тихое и искреннее, а потому и вечное.

Вот старая женщина – очки в грубой оправе, привязаны веревочкой дужки поверх платка, чтобы не упали; старый ватник поверх цветастого халата, – качает люльку с привставшим и глазастым, всем интересующимся младенцем: «Спи-ко, ангел. Спи, Ленушка! …Пошто-же ты глазками моргаешь?» Самое начало жизни, еще не осознанное и любопытное, и почти дожившая свой век, мудрая и добрая старость – чем не вечная тема.

Грустный, задумчивый взгляд состарившегося человека, – глаза устремлены через окно куда-то в дальнюю даль, может в свою юность? Руки, натруженные и большие. Сидит, облокотясь об стол: «…Ка-бы отворотитьсе от вина да от курева, к примеру, мне, лично… Да и всей Рассее… – Не худо бы... Куды с добром!».

А вот и вовсе пронизывающее болью изображение: лист разделен по вертикали на две неравные части черного и белого. На границе света и тьмы – вытянутая фигура старухи в платке с закрытыми глазами и отпущенными вниз руками. Большие кисти рук соединены и зажаты между колен: «Отемнала я навовсе. Ни беды не вижу. Куда ступить не разумею. Как Расея бедная…».

Представленные на выставке графические работы Джанны Тутунджан открывают нам целую эпоху. Удивительное умение через частность, через деталь раскрыть вечные темы, чисто графическими методами заставить сопереживать, вселяя в сердце светлую грусть, возводят художника в разряд великих мастеров, которым, безусловно, дано остаться в истории искусства.