Л.И. Глызина - Документы отца - на хранение в музей

Вестник 21 (Июнь 2011 г)

Документы отца - на хранение в музей

 

Л.И. Глызина, научный сотрудник

В.В. ПриёмышевВ начале 2011 года в Кирилло-Белозерский музей из Москвы пришло письмо от Алексея Васильевича Георгиева с предложением передать на хранение в музей документы его отца Василия Васильевича Приёмышева, уроженца деревни Шидьеро, репрессированного и расстрелянного в 1937 году. В 1980-е годы, когда А.В. Георгиев приезжал на родину своего отца, он познакомился в музее с Т.А. Клубковой, с которой до сих пор поддерживает переписку. А.В. Георгиев уже прислал в музей копии фотографий и документов, рассказывающих о трагической судьбе своего отца, а также два тома «Ленинградского мартиролога», в одном из которых опубликованы его воспоминания «К месту захоронения отца я шёл 58 лет». Помня, что Т.А. Клубкова говорила о заинтересованности музея в подлинниках, А.В. Георгиев обратился к директору музея М.Н. Шаромазову с просьбой прислать представителя, которому он мог бы передать документы. Вскоре состоялась моя поездка в Москву. Алексей Васильевич и его жена Валентина Николаевна радушно приняли меня в своей уютной квартире на улице Истринская. День общения с ними забыть невозможно. Рассказ А.В. Георгиева был наполнен болью и горечью воспоминаний.

Его отец Василий Васильевич Приёмышев родился в 1903 году в многодетной семье крестьянина деревни Шидьеро. Он окончил Кирилловское высшее начальное училище (до 1912 года оно называлось городским). Образование продолжил в Лукин-ской сельскохозяйственной школе. С 1925 по 1929 год находился на службе в Красной Армии. В 1930-е годы В.В. Приёмышев работал агрономом в Слуцком районе Ленинградской области. Семья жила в посёлке Тярлево (между городами Павловск и Пушкин). 26 июля 1937 года Василий Васильевич Приёмышев не вернулся с работы. С этого дня десятилетний Алексей, его мать и брат Юрий (пяти лет) стали «семьёй врага народа». Чудом им удалось выжить, несмотря на все лишения и мытарства. Мать как-то смогла выправить документы, согласно которым сыновья стали носить фамилию не отца, а матери, и из Приёмышевых они превратились в Георгиевых. В 1944 году, когда Алексею исполнилось семнадцать лет, он сбежал на фронт и до 1951 года А.В. Георгиев служил в Советской Армии, затем прошёл трудовой путь от рабочего до начальника изыскательской партии. Только в августе 1995 года Алексею Васильевичу после многолетних настойчивых поисков удалось установить, что его отец был расстрелян 5 декабря 1937 года и похоронен в Левашовской пустоши около Ленинграда. В 1956 году                         В.В. Приёмышев был реабилитирован. Его документы сохранил младший брат Пётр, который и передал их Алексею Васильевичу. Благодаря А.В. Георгиеву фонды Кирилло-Белозерского музея пополнились материалами, рассказывающими о трагической судьбе В.В. Приёмышева и его семьи. Среди привезённых из Москвы документов – аттестат об окончании В.В. Приемышевым Кирилловского высшего начального училища в 1918 году, различные справки и удостоверения 1922-1925 годов, послужной список о прохождении службы в Красной Армии с 1925 по 1929 год, большая общая тетрадь с наклеенными вырезками газетных заметок политрука В.В. Приёмышева, трудовой список 1933-1935 годов, а также брошюры, написанные агрономом В.В. Приёмышевым: «Новая мощная техника на помощь колхозам» (1933), «Как приспособить овин и ригу для сушки зерна» (1935), «Уборка, хранение и сушка зерна в колхозах» (1936). Кроме того, А.В. Георгиев передал в музей свою документальную повесть «Тогда, до того и после», написанную в 1995 году, а также копию книги Е. Лукина «На палачах крови нет. Типы и нравы Ленинградского НКВД», изданную в 1996 году. Фамилии, упоминаемые в этой книге, А.В. Георгиев встретил в документах архивного дела по обвинению его отца в сотрудничестве с «антисоветской террористической и диверсионной организацией». Алексей Васильевич всегда верил, что его отец – честный и порядочный человек. Как свидетельствуют архивные документы, В.В. Приёмышев не признал свою виновность и причастность к «вредительской организации», но был приговорён к расстрелу. В 1996 году А.В. Георгиев установил на Левашовском мемориальном кладбище памятный знак. 

Материалы, переданные А.В. Георгиевым в музей, могут быть использованы для исследовательской и экспозиционной работы по созданию выставки, посвящённой истории края в ХХ столетии.