Л.В. Теребова - История Кирилло-Белозерского монастыря на миниатюрах «Лицевого Летописного Свода» XVI века

Вестник 21 (Июнь 2011 г)

История Кирилло-Белозерского монастыря на миниатюрах

«Лицевого Летописного Свода» XVI века

 

Л.В. Теребова, зав. научным отделом

На страницах издания есть многочисленные сведения, раскрывающие историю Вологды, Великого Устюга, Белозерского края и Кирилло-Белозерского монастыря. Так, в 6 книге опубликованы материалы Летописного свода, вошедшие в Остермановский первый том и отражающие русскую историю 1254-1378 годов. На страницах этого тома можно встретить многократные упоминания о белозерских князьях Глебе Васильковиче (пир у Глеба Васильковича, погребение Глеба Васильковича (ил.1) и т.д.), его сыне Михаиле Глебовиче и внуке Романе Михайловиче. В книге 9 (Остермановский второй том) подробно излагаются события Куликовской битвы, в которой принимали участие и белозерцы: «и пришли князья белозерские, крепкие и мужественные, на брань с воинствами своими: князь Феодор Семёнович, князь Семён Михайлович, князь Андрей Кемский, князь Глеб Каргопольский и Цыдонский … и взял князь великий к себе в полк белозерских князей с воинством их: ибо были удалые очень и мужественные…». Феодальные войны 1389 и 1393 годов, 1434-1436, 1447 и 1471 годов, в которых шла борьба Москвы и Новгорода, в том числе и за земли Белозерья и Вологды, описываются в книге 11 (Остермановский второй том) и книгах 14 и 15 (Голицынский том) данного издания. В неспокойном для Руси 1480 году Великий князь Иван III на время прихода татар отправлял в целях безопасности на Белоозеро Великую княгиню Софью с детьми (книга 16, Шумиловский том, л. 357 оборот).

Имеются на страницах летописи и различные упоминания о сосланных в Белозерские и Вологодские земли. Среди них царь Крымский Айдар, сосланный в 1480 году «на Вологду», принадлежавшую в то время младшему сыну Василия II Андрею, сын князя Василия Ивановича Кривого, отправленный Василием II в Кирилло-Белозерский монастырь (конец XV века, книга 16). Царём Иваном Грозным были отправлены на Белоозеро казанский царь Шигалей (начало XVI века, книга 19), князь Семён Лобанов-Ростовский (1554 год, книга 22), Иван Бельский (книга 20), который позже по приказу бояр был в заточении убит, в Кирилло-Белозерский монастырь был сослан митрополит Иоасаф Скрипицын (книга 20).

Первое упоминание о Кирилло-Белозерском монастыре и его основателе относится к событиям 1427 года (книга 13, Голицынский том): «В том же году скончался преподобный игумен Кирилл Белозерский месяца июня в 9 день, и положен был в своём монастыре на Белооозере» (ил.2). Помимо Кирилла на страницах летописи встречаются имена и других настоятелей Кирилло-Белозерского монастыря. Среди миниатюр Шумиловского тома (л. 682 оборот), опубликованных в книге 18, есть миниатюра, изображающая погребение епископа Суздальского Нифонта (игумен Кирилловский в 1476-1482 годах), который скончался 8 марта 1507 года в Москве и был похоронен в Суздале. На миниатюре со страни-цы 861 Шумиловского тома представлен сюжет поставления Алексея (игумен Кирилловский в 1519-1525 годах) епископом Вологодским и Великопермским 9 апреля 1525 года. На кафедре Алексей упоминается до 1543 года, а к 1 апреля 1545 года был вновь на покое в Кирилло-Белозерском монастыре, где последние сведения о нём относятся к 1549 году. Но наиболее часто в данном Летописном своде упоминаются имена игуменов Кирилло-Белозерского монастыря Афанасия, князя Палецкого (игумен в 1539-1551 годах) и Симеона (игумен в 1551-1555 годах). Так в книге 20 (Царственный том, л. 369 оборот) есть миниатюра, изображающая поставление игумена Афанасия епископом в Суздаль в 1551 году (ил.3), а в книге 23 (Синодальный том, л. 596) поставление его же 11 августа 1564 года архиепископом в Полоцк. Согласно материалам Летописного Свода епископ Афанасий присутствовал в 1564 году при погребении митрополита Макария и на Церковном соборе, избравшем нового митрополита (им стал старец Чудова монастыря Афанасий), а так же присутствовал на утверждении и оглашении грамоты о белом митрополичьем клобуке 7 февраля 1564 года и на освящении митрополитом Филиппом церкви в честь Входа в Иерусалим – придела у Благовещения на сенях 10 декабря 1564 года, где помимо священного собора присутствовал царь Иван Грозный с царевичами (книга 23, Синодальный том). 17 марта 1555 года митрополитом Макарием был поставлен епископом в Смоленск бывший Кирилловский игумен Симеон (ил.4). Эти события отражены в книге 22 (Синодальный том, л. 173 оборот). Так же оба настоятеля упоминаются в составе Церковного собора при избрании архимандрита Тверского Селижаровского монастыря Гурия Казанским архиепископом (Синодальный том, л. 163-165 в книге 22). В книге 16 (Шумиловский том, л. 358 оборот) изображено поставление 22 июля 1481 года архиепископом Ростовским Иоасафа Оболенского, бывшего игумена Ферапонтова монастыря (1480-1481 годы).

Многократно упоминаются на страницах летописи и изображены на миниатюрах дворцовые воеводы, участники Казанского похода В.И. Воротынский и И.В. Шереметев, Иван Хабаров и другие исторические деятели средневековой Руси, жизнь которых была связана с Кирилло-Белозерским монастырём. Так, на миниатюрах Царственной книги (книга 21, л. 667-678) отражены события 1553 года, когда во время болезни Ивана Грозного В.И. Воротынский приводит к присяге (целованию креста) царевичу Димитрию бояр, среди первых присягнувших малолетнему царевичу был И.В. Шереметев.

Один из любопытных сюжетов XV века, относящихся к истории Кирилло-Белозерского монастыря, излагается в книге 16 (Шумиловский том, л. 278 оборот – 283) «О брани митрополита Геронтия с Вассианом, архиепископом Ростовским, о Кириллове монастыре» в мае 1477 года: «…был спор между митрополитом Геронтием и Вассианом, архиепископом Ростовским о Кириллове монастыре. Ибо начал Геронтий, научаемый князем Михаилом Андреевичем, отнимать его от Ростовской епископии, якобы чернецы Кириллова монастыря, превозносясь своим высокоумием, суетные, и богатством, не захотели быть под управлением Ростовской епископии, ни повиноваться Ростовскому епископу, забыв слово Господне, что всякий возносящийся смирится, а смиряющийся вознесётся; взволновались и взколебались как пьяные, по пророческому слову: вся мудрость их поглощена стала, и возомнив о себе, что мудры, стали юродствовать, так как ослепила их злоба их, и подучили князя Михаила. Князь же Михайло начал митрополиту говорить о том. Митрополит же повинуясь князю Михаилу, грамоту дал ему, что князю Михаилу ведать монастырём, а Ростовскому архиепископу в него не вступать. Архиепископ же Вассиан начал ему бить челом, чтобы не вступал против правил в его пределы; он же не послушал его. Архиепископ же Вассиан бил челом великому князю Ивану Васильевичу и начал суда просить по правилам с митрополитом. Князь же великий послал к митрополиту, митрополит же не послушал его… Митрополит же убоялся соборного суда и умолил великого князя; князь же великий помирил митрополита с архиепископом и грамоту порвал; а Кирилловым монастырём приказал ведать по старине Ростовскому архиепископу во всём. Всё же это зло было от бывшего тогда кирилловского игумена Нифонта, и от новых чернецов, и от прихожих смутьянов; а старые старцы их святые, этого монастыря постриженики, все со слезами тогда молили Бога и пречистую Богородицу, и великих чудотворцев Леонтия и Кирилла, чтобы Бог укротил брань, а им бы жить в повиновении у своего святителя, у Ростовского архиепископа, как жил их преподобный старец Кирилл». (ил.5)

Упоминается Кирилло-Белозерский монастырь в контексте исторических событий периода централизации русского государства, например, в период феодальной войны 1447 года. В книге 14 (Голицынский том, л. 690) читаем:            «В лето 6955 (1447 год) князь Дмитрий Шемяка пошёл на Углич, желая выпустить великого князя и его детей… Придя в Углич выпустил великого князя и его детей, каясь и прося прощения… Потом князь Дмитрий пир великий сотворил в честь великого князя и княгини и детей их… И чествовал великого князя, и дары многие давал великому князю… да в вотчину дал великому князю Вологду со всем и отпустил… Князь же великий пришёл туда и, побыв немного, пошёл со всеми своими в Кириллов монастырь, намереваясь бывшую там братию накормить и милостыню раздать. Ибо нельзя такому государю в такой дальней пустыне заточённым быть. Услышав об этом, бояре великого князя и дети боярские, и люди многие побежали от князя Дмитрия и от князя Ивана к Великому князю. Побыв на Белоозере великий князь хотел уходить прочь, а тут прибыли к нему люди многие. И великий князь не возвратился к Вологде, но пошёл к Твери, заранее сославшись с великим князем Тверским с Борисом Александровичем». После смерти великого князя Василия II Тёмного его жена великая княгиня Мария Ярославна 2 февраля 1477 году постриглась в черницы с именем Марфы на своём дворе в Москве, обратившись с просьбой о пострижении к игумену Кириллова монастыря (в этот период игуменом Кирилло-Белозерского монастыря был Нифонт, позднее архимандрит Симоновский, а с 1484 года епископ Суздальский). (ил.6)

Позже, в 1528 году посещал Кириллов монастырь Василий III с женой Еленой Глинской (ил.7), и согласно сведениям с листа 51 Царственной книги (книга 19) перед смертью в декабре 1533 года «вопрошал Василий III есть ли игумен Кириллова монастыря в Москве (но его не было), так как давно у него было желание постричься в Кириллове монастыре, тогда отправил за игуменом Троице-Сергиевого монастыря Иоасафом».

Далее та же Царственная книга (л. 261-262) о поездке Великого князя Ивана Васильевича Грозного по монастырям 21 мая – 7 июля 1545 года, во время которой князь посетил Троице-Сергиев монастырь, «и от Троицы поехал молиться в Переяславль, и из Переяслаля …поехал в Ростов и на Ярославль и на Белоозеро в Кириллов монастырь, и в Ферапонтов монастырь, и в Вологду к Спасу на Прилуке, и в Корнильев монастырь, и в Павлов, и к Борису и Глебу на Устье; и во всех тех монастырях кормил и милостынею удовлетворял..» (книга 20) (ил.8,9) Синодальный том (л. 614) нам сообщает о другой поездке царя Ивана Грозного: «3 февраля 1565 года Иван Грозный поехал к живоначальной Троице и к Преподобному Сергию Чудотворцу молиться с царицей и детьми. А из Троицы на Вологду и в Кириллов монастырь молиться, а приехал в Москву в июне в 29 день».

Миниатюры летописного свода помогают более точно представить и почувствовать отображённую на них эпоху, увидеть детали, которые не могут быть достаточно полно отражены посредством одного лишь слова, поэтому подобные изображения могут удачно дополнять материалы, представленные в экспозиционных залах, а так же видеоряд при проведении лекций. Часть миниатюр Свода, отражающих историю Вологодской области и Кирилло-Белозерского монастыря в цифровом формате имеются в научном отделе и отделе развития.