Протоиерей Алексий Мокиевский - Падение небесного тела в XVII веке в окрестностях с. Нова Ёрга. История изучения вопроса

Тематический выпуск Вестника №6, посвящённый Седьмым Кирилловским чтениям (Сентябрь 2009)

Падение небесного тела в XVII веке в окрестностях с. Нова Ёрга

История изучения вопроса

Протоиерей Алексий Мокиевский

Интересна и разнообразна история Кирилловской земли. Знавала она расцвет и упадок, вражеские нашествия и славу своих святых обителей, посещения царских особ и трагедию новомучеников. При одном только упоминании Кириллова у большинства любителей старины возникает целый ряд устойчивых исторических ассоциаций: Северная Фиваида, заволжские старцы, неудавшаяся польская осада, опала патриарха Никона, крепость на Сиверском озере. Но в ряду великих эпохальных событий мы встречаем иногда малозначимые, но, тем не менее, интересные исторические хроники, такие, например, как падение изрядного метеорита в XVII веке. Это произошло при архиепископе Вологодском Маркеле в 1662 году и произвело сильное впечатление на население «северных стран» России. Оно со всеми подробностями было описано в Вологодских летописях и в разнообразных рукописных сборниках, а впоследствии и в Ведомостях ряда губерний.

Издревле люди относились к метеоритам с особым благоговейным трепетом, они зачастую становились предметами религиозного поклонения. В очень многих местах на метеориты смотрят как на эмблемы или знаки плодородия. Буряты убеждены, что некоторые камни, «упавшие с неба», способствуют дождю, и во время засухи приносят им жертвы. Подобные камни находятся во многих деревнях, и им приносят дары весной, чтоб урожай был хорошим. В таком случае ясно, что если камень имеет религиозное значение, то по своему происхождению он явился из весьма святого и плодородного места. Он упал с неба вместе с громом, несущим дождь. Все верования, относящиеся к плодородию «дождевых камней», основаны на их метеоритном происхождении или на ощущаемых аналогиях между ними и какой-то силой, формой или существом, которое управляет дождем. Внимательный анализ бесчисленных «дождевых камней» всегда выявлял существование «теории», объясняющей их власть над тучами - это связано либо с их формой, которая имеет какое-то сродство с тучами или с молнией, либо с их небесным происхождением (они, наверное, упали с неба), либо с их принадлежностью «предкам», а, быть может, они были найдены в воде или по форме напоминают змей, лягушек, рыб или какую-нибудь другую водную эмблему. Сила этих камней никогда не происходит из них самих; они причастны к какому-то принципу или воплощают символ, они выражают космическое «родство» или выдают небесное происхождение. Эти камни - знаки духовной реальности, находящейся за их пределами или орудия священной власти, вместилищами которой они являются.

Церковь очень долго боролась со всеми этими обычаями. То, что они выдержали не только церковный нажим, но даже столетие антирелигиозного и антисуеверного рационализма показывает, какими прочными они были. Почти все другие церемонии, касавшиеся священных камней (поклонение, страх, гадание и т.д.), исчезли. Осталось только одно, наиболее существенное - вера в их оплодотворяющую силу. В наши дни эта вера не несет за собой логичной теории, но она поддерживается новыми легендами или объясняется в соответствии с христианской традицией (на этом камне отдыхал святой, на том менгире стоит крест и т.д.). Однако можно еще проследить определенную теоретическую формулу между язычеством и христианством. Камни, скалы, менгиры - это места, куда являются некие духовные сущности, и именно им приносятся дары (масло, цветы и т.п.). Эти существа по-настоящему не почитаются, но их всегда есть о чем попросить.

Христианизация нашего края, в конце концов, разрушила всю первобытную систему, хранившую церемониал по отношению к камням, дарующим плодовитость и почести, оказывавшиеся деревенскими жителями уже в средние века всему, связанному с доисторическими временами (с тем, что называют «каменным веком»): своим погребальным памятникам, магическим или религиозным, каменному оружию («громовые камни»). Всё это было не только следствием прямого пережитка религиозных идей, исповедовавшихся предками, но также страха почтения или суеверного восхищения, которое средневековые язычники и «двоеверцы» испытывали к своим предкам, их судили по остаткам их каменной цивилизации. Не только сами эти предки, но и их потомки в средние века думали, что древние примитивные орудия были «громовыми камнями, упавшими с неба», а метеориты воспринимались как следы существ из потустороннего мира.

Метеориты дают нам многозначительный пример различных видов символической ценности, придаваемой камням. Кааба в Мекке и черный камень из Пессина, условный образ Кибелы - Великой Матери фригийцев, привезенный в Рим во время последней из Пунических войн, - вот наиболее известные из всех метеоритов. Своим священным характером они обязаны, прежде всего, небесному происхождению. Но в то же время они были образами Великой Матери, богини Земли как таковой. Их небесное происхождение едва ли могло быть забыто, ибо народная вера связывала с ним все доисторические каменные орудия, называвшиеся «громовыми камнями». Метеориты, вероятно, стали образами Великой Богини, потому что было видно, как их сопровождала молния, символ Небесного Бога. Но, с другой стороны, Кааба рассматривалась как Центр мира. Другими словами, она была не только центральным пунктом Земли. Прямо над нею, в центре небес были «врата Неба». Очевидно, Кааба, падая с Неба, проделала в нем отверстие, и через это отверстие могло осуществляться сообщение между Землей и Небом. Через него проходит Axis Mundi - Ось мира.

Итак, метеориты священны или потому, что упали с неба, или потому, что выдают присутствие Великой Богини, или потому, что представляют Центр мира. Чем бы они ни считались, они - символы или эмблемы. То, что они священны, подразумевает как космологическую теорию, так и ясно просматривающуюся диалектику иерофании - символического выражения священного. Для человека позднего средневековья такому масштабному небесному явлению в России как падение метеорита придавалось эсхатологическое значение, оно воспринималось как некий «знак с Небес», «знамение», предупреждение о грядущих бедствиях.

Падение изрядного метеорита в Новой Ёрге 29 ноября (9 декабря) 1662 года было воспринято многими как апокалипсическое знамение и получило большую известность в разных областях России в связи с распространенным в то время настроением ожидания «конца света». Причиной такого настроения послужило начавшееся в 1650-х годах проведение церковной реформы, приведшее впоследствии к расколу в Русской Церкви. Характерным для того времени было распространение сведений о происходивших чудесах и знамениях, которые якобы свидетельствовали о том, что наступило «последнее время».

Свидетелей сего незаурядного явления было множество, но письменных свидетельств не так много. Одно из самых развернутых повествований - письмо священника Иоанна из Богоявленской церкви села Новая Ёрга в Кириллов монастырь. Приведу здесь полностью знаменитое письмо в переводе на русский язык:

1. Государю архимандриту Никите, государю старцу Матфею, государю келарю старцу Павлу Кириллова монастыря, ваш государев нищий богомолец села Новой Ерги - Богоявленский священник Иоанн низко кланяется.

2. В нынешнем, государи, в 1662 г. 29 ноября в субботу по заходе Солнца у нас в селе Новой Ерге и в деревнях многие люди видели на небе страшное знамение:

3. лишь только Солнце зашло и от того места солнечного заката быстро появилась будто большая, длинная звезда, и показалась на небе как бы молния; небо раздвоилось быстро, как от молнии, и так оставалось как бы полчаса,

4. и был свет необыкновенный, как огонь, и многие видели в том свете вверху в темя человеку великое видение: как будто голова, и очи, и распростертые руки, и грудь, и ноги, и весь огненный.

5. А мороз, государи, в то время был большой, воздух ясный, и было тихо.

6. И потом на том месте, где было видение, стало как бы небольшое мутное облако. А небо как бы затворилось.

7. И огонь на землю падал по многим дворам, и по дорогам, как кудели (шарики из льняного волокна) горящие, люди от него бегали, а он катается за ними, но никого не ожог, а потом поднялся вверх в облако.

8. И в том облаке начался шум с дымом, как гром или великий страшный голос, и это продолжалось долго,

9. как будто и земля тряслась, и дома тряслись, и многие люди от ужаса падали на землю.

10. А скотина всякая в кучу металась, бросила есть корм, головы к небу подняла и вопит, как какая умеет.

11. Потом камни падали с великой силою, большие и малые, горячие, а иные от жару разрывались.

12. А огонь, государи, пожирал людей и скот; на полях и на улицах погибали, а на дворах еще бог помиловал своей милостию.

13. Что камни падали горячие, можно потому было узнать, что снег около них оттаивал, а иные, которые были больше, уходили в землю и в мерзлоту.

14. А по другим волостям, государи, около нас камней не выпадало, только видели все то знамение и огонь.

15. И я, государи, не смею таить такого божьего чуда и извещаю о нем вас и послал вам, государям, небесных камней.

16. Эти камни смотрел государь наш отец игумен Феодосий, проездом в Москву, и многие люди.

Многочисленные паломники, приходившие в те годы на богомолье в Кириллов монастырь, переписывали письмо священника Иоанна и увозили с собой. Возможно, таким образом попало это письмо и в Соловецкий монастырь. Один из списков этого письма, имевшийся в Соловецкой библиотеке, сохранился до наших дней. На первой странице тетради, в которую оно было переписано, стоит подпись владельца: «Соловецького монастыря сторож Ивашко Иларионов сын Веревкин». За письмом в тетради следует литературная обработка этого документа. В это же время в Соловецком монастыре «черным дьяконом» Преображенского собора Иеремией создавался «Сборник повестей о чудесах и знамениях» - своего рода «летописец чудес и знамений», охватывавший период с мая 1662 года по май 1663 года, и в его состав в числе других повестей Иеремия также включил литературно- обработанное письмо богоявленского священника Иоанна.

Само это письмо и его списки стали предметом исследования разного рода специалистов. О нём пишет краевед - коллежский советник Т.С. Борноволков (с 1799 по 1808 год служил прокурором в г. Вологде) в «Технологическом журнале», изданном Академией наук в 1811 году. Его цитирует А.Ф. Гебель в своей работе «Об аэролитах в России» 1868 г. О нём упоминает в «Московских ведомостях» 1852 года в № 53 Ф. Буслаев в статье «Русская поэзия XVII века», где дает перевод на русский язык письма как образца поэтического творчества XVII века. Н.И. Зуев цитирует его в своей «Иллюстрированной физической географии». В «Ярославских губернских ведомостях» за 1850 год в № 27 приводится Тотемский список письма и, наконец, оно было опубликовано в «Исторической летописи» (прилож. к «Русскому паломнику», 1914 г., № 9, под заглавием «Страшное знамение» (страничка неизданного архивного документа). Документальные свидетельства и подробный анализ падения небесного тела был сделан уже в начале XX века Д.О. Святским, одним из членов ленинградского «Русского Общества любителей мироведения», объединявшего любителей астрономии. Он опубликовал свои исследования по кирилловскому метеориту в журнале «Мироведение» 1929 года. Это было, по-видимому, одно из последних его исследований. 27 марта 1930 года. Д.О. Святский был арестован по сфабрикованному обвинению в участии в якобы существовавшей «контрреволюционной группировке в Русском Обществе любителей мироведения».

Сравнительное изучение всех редакций «письма попа Иванища», а также новых документов, позволяет воссоздать картину падения метеоритов и приводит к нижеследующим результатам:

1. Место падения метеоритов. Метеориты упали в окрестностях ныне несуществующего с. Новая Ерга, это, действительно, бывшая вотчина Кирилло-Белозерского монастыря. Координаты Новой Ерги: φ 59°23' λ (Пулково)1°32' Е.

2. Дата падения: 29 ноября (9 декабря) 1662 г. указана во всех редакциях. Что касается года, то 7171 г. от сотворения мира, то он начался в сентябре 1662 г. нашей эры, когда суббота падала на 29 ноября. Год 1663, поставленный без указания года от сотв. мира подлинника в одной из редакций, очевидно, ошибочен, потому что издатель при переводе упустил из виду, что для события, имевшего место в ноябре, из 7171 сентябрьского года надо вычесть не 5508, а 5509 - обычная в таких случаях ошибка.

3.         Время явления хорошо определяется указанием: «только лишь Солнце зашло». Это будет 15 ч. 03 мин. местного новоёргинского времени. Принимая во внимание, что явление последовало спустя некоторое время после захода Солнца, можно округлить этот момент до 15 ч. 05 мин.

4.         Точка появления метеорита тоже хорошо указана: «от того места солнечного запада», т.е. для ноября это будет «зимний запад» - юго-запад. Появившись здесь продолговатой падающей звездою, болид как бы раздвоил небо на две части и оказался «выспрь в темя человеку», т.е. «вверху над головою» - образное определение зенита места наблюдения. Замечательно, что в то время как «поп Иванище» рисует нам движение болида снизу от юго-западного горизонта вверх к зениту, монахи Кирилло-Белозерского монастыря, находящегося в 55 км к северо-востоку от Новой Ерги, видели, как звезда покатилась по небу вниз, что и должно было быть, если на полет болида с юго-запада смотреть из места, до которого он не долетел.

5.         Внешний вид метеорита во время падения. Громадный диск метеорита в зените Новой Ерги, разделяющийся на части, мог, действительно, показаться огненной головой человеческого подобия с растянутыми руками. Монахи же Кириллова монастыря описывают метеорит как «змий великий, голова во огни». Из монастыря, вдали от места падения, явление выглядело менее эффектно.

6.         Загадочное описание катающихся за людьми шаровых огней, но никого не обжигающих, наподобие куделей - шариков из льняного волокна в вологодском святочном обряде гадания, можно объяснить явлением шаровой молнии.

7.         Повреждения от метеоритов. В письме, написанном вскоре после события, «поп Иванище» писал, что огонь метеоритов «пожирал» людей и скот, которых заставал на полях и на улицах, что могло быть преувеличением последствий явления в окрестностях по непроверенным рассказам. Монастырская же канцелярия делала донесение властям значительно позже, когда уже определенно выяснилось, что никто нигде не пострадал от метеоритов, и потому поправила соответствующее место «письма», что также делали и другие переписчики, еще живые свидетели случившегося.

8.         Количество выпавших камней. Письмо ясно показывает, что выпал целый дождь больших и малых метеоритов, в другой редакции - «камения паде великая туча». Говорится о том, что камни падали горячими, и снег оттаивал в месте их падения, а большие камни пробивали даже мёрзлый слой земли.

9.         Вопрос о камнях, доставленных очевидцем падения священником Иваном Богоявленским в Кириллов монастырь, чрезвычайно интересен, и было бы важно, если бы эти камни могли сохраниться. Говорилось о двух камнях, из которых один был положен в паперти, а другой вкладен в стену. Об этом последнем, вделанном в стену камне не говорит ни одна из редакций. В это время заканчивалось грандиозное строительство Кирилло-Белозерской великой государевой крепости. На 1662 год шло возведение того прясла стены, которое соединяет Косую (Караульную) и Белозерскую (Большую Мереженную) башни. Соответственно, если метеорит вложен в стену, его стоит искать в этой части стены. Камень же, положенный в паперти с подписью о чуде, находился в Успенской соборной (главной) монастырской церкви и весил около пуда. Куда он девался? (В картотеке Метеоритного Отдела Академии наук есть указание, что этот камень весил два пуда, а вкладенный в стену - 16 ф., но, к сожалению, источник не указан.) Ещё Борноволоков уже не мог ничего выяснить в 1808 году путём опроса монахов, вероятно потому, что камень этот исчез из монастыря вскоре же после того, как был туда положен. Правда, автор одной из редакций говорит: «в паперте камень и днесь видим всем». Далее у него ещё имеется запись о комете 1664 года, но в «Описи церквей и ризницы Кирилло-Белозерского монастыря» 1668 года данных о камне не оказалось («Записки Отд. русск. яз. и славянок, археолог. Русск. Археол. о-ва» II, 1861, стр. 126-168.). Несмотря на тщательное перечисление всех вещей, находящихся в Успенской церкви, и даже окон и дверей, о метеоритах нет ни одного слова. А ведь в описи принимал участие и тот самый старец Павел Ремизов, которому, наряду с другими, было адресовано письмо священника. В виду того, что камни осматривал игумен Сийского монастыря Феодосий, ехавший через Новую Ергу в Москву, он мог об этом «чуде» рассказать в Москве и камень вытребовали туда тогда же. Отзвук этого, по-видимому, и находится в легендарном указании нового источника, что «камень дался взяться в Москву только после того, как над ним пропели молебен». Все поиски камней в монастыре, предпринятые теперь череповецкими краеведами, также не дали пока никаких результатов. (По словам директора Оружейной палаты в Москве Д.Д. Иванова, нет камня и здесь; но Оружейная палата неоднократно подвергалась «чистке», и камень могли выбросить, не понимая его значения).

10.       Легенда о загадочной надписи на камне. Это похоже на рассказ Одерборна о камне, упавшем в 1582 году при Иване Грозном, с надписью, которую не мог прочитать митрополит. Гёбель полагал, что пьезоглипты - причудливые узоры на поверхности метеорита - могли повести к подобной же легенде.

11.       Наблюдения метеоритов из других пунктов. Несмотря на определенное указание в письме «попа Иванища», что по другим волостям камней не выпадало, только видели все то же знамение, в других документах рассказывается о выпадении на Удоме с неба «земли» и пожаре леса, и о падении в Важеском верху камня. Удома - это скорее всего Улома, большое село на реке Уломе, известное своими кузнечными промыслами, упоминающееся уже в писцовых книгах 1626-27 гг.. Оно находится в 30 км от Череповца к западу; координаты его φ 59°0'; λ (Пулково) 7°7'Е., а Важеской верх - местность в области озера Воже (Чаронда) и реки Вожеги, впадающей в озеро Воже к северо-востоку от места падения в расстоянии более 150 км от Новой Ерги.

Ворона Пустынь на Шестьгне реке, вероятно, Воронинская Пустынь (ныне с. Воронино) в 12-15 км от Череповца на юго-восток действительно на Шексне. «Звон» и «ангельское пение» в небе, слышанные здесь, конечно, были акустическими явлениями, наблюдавшимися при полете метеорита в 45 км от места падения (в Новой Ерге).

Для определения места данного метеоритного падения и поиска его вещест-венных следов и были организованы экспедиционные исследования лаборатории метеоритики ГЕОХИ РАН. Экспедиция была проведена за счет средств лаборато-рии с 22 по 30 июля 2002 г. В экспедиции участвовали С.В. Афанасьев, И. Афа-насьева, Д.Д. Бадюков, С.П. Васильев, М.А. Иванова, А.В. Корочанцев, Е.В. Коро-чанцева, К.А. Лоренц, М.А. Назаров, А.Е. Назарова, Д.А. Садиленко и некий Павел из г. Пушкино.

Экспедиционные исследования показали, что село Новая Ерга, в котором произошло метеоритное падение в 1662 году, находилось между современными деревеньками Некрасово, Толстиково и Петряево, но в районе падения широко распространён «дикий» (ледниковый) камень и техногенный материал, что сильно затрудняет обнаружение метеоритных фрагментов. Оставался последний шанс - попытаться обнаружить в собранных пробах мелкодисперсное космическое вещество.

Присутствие метеоритной пыли в земных породах и почвах может быть идентифицировано геохимическими методами. Космическое вещество заметно отличается по химическому составу от вещества земной коры. Наиболее резко эти различия выражены в содержании сидерофильных элементов (Ni, Co, Os, Ir, Pt и др.), которые концентрируются в металлической фазе. Вещество земной коры по отношению к метеоритам исключительно сильно обеднено этими элементами, поскольку они, следуя за металлической фазой, концентрируются в земном ядре. Самым сильным сродством к металлу обладает иридий. В земной коре его содержание составляет порядка 0,02 нг/г (миллиграмм на тонну), а в космическом веществе достигает 500 нг/г, т.е. в нем его концентрация в 25000 раз больше.

Надо было найти место, где слой материала, образовавшегося в 1661 году, не был бы перемешан с ниже- и вышележащими слоями. К счастью, рядом с местом падения протекает небольшая речка Чермасола. Известно, что речные пойменные отложения имеют слоистость. Связано это с сезонными колебаниями уровня воды и скорости течения. Весной река переносит больше рыхлого и достаточно крупнозернистого материала, который откладывается в местах, где скорость течения падает. Летом вода чистая, так как. переносится незначительное количество глинистого материала, который скапливается на более грубых отложениях паводка. Конечно, речная слоистость несовершенна и плохо выдержана, но, тем не менее, это лучшая фиксация прошлого, которую можно найти в данном районе.

Экспедиция опробовала послойно-пойменные отложения реки Чермасола.      В лаборатории из этих образцов была выделена магнитная фракция. Космические частицы, как правило, магнитны, и магнитная сепарация должна была привести к некоторому обогащению проб космическим веществом. Затем эти магнитные фракции были проанализированы на содержание иридия и других элементов. И оказалось, что на глубине 14 см обнаруживается четкое обогащение вещества не только иридием, но также и никелем, причем отношение Ir/Ni соответствует космическим, а не земным пропорциям.

В заключение следует сказать, что падение метеоритов в Белозерском крае в 1662 году оставило столь сильное впечатление на население Русского Севера, что не исключена возможность обнаружения в наших архивах и других, еще не известных материалов, которые, быть может, прольют еще больший свет на обстоятельства этого очень грандиозного явления. А также не исключена возможность обнаружения самих метеоритных камней либо в стене Кирилло-Белозерского монастыря, либо в сохранившемся фундаменте Богоявленской церкви на месте с. Новая Ёрга.