О.Г. Кузьмичёва - Крестьяне Кирилло-Белозерского монастыря в первой половине XVIII века

Тематический выпуск Вестника №6, посвящённый Седьмым Кирилловским чтениям (Сентябрь 2009)

Крестьяне Кирилло-Белозерского монастыря

в первой половине XVIII века

 О.Г. Кузьмичёва, научный сотрудник отдела истории

Изменения, вызванные усилением эксплуатации монастырского крестьянства в XVII - первой половине XVIII века, в исторической литературе считаются одной из причин проведения абсолютистским государством мероприятий, направленных на преобразование форм земельной собственности в России, связанных с переходом в ведение государства управления церковными имениями.

Исследования последних лет внесли много нового в освещение состояния монастырского крестьянства, в том числе и северного. В монографиях Н.А. Горской, Л.С. Прокофьевой, И.А. Булыгина, Е.Н. Баклановой, М.С. Черкасовой прослеживается эволюция форм ренты в различных монастырях в XVII - нач. XVIII вв. Так, Л.С. Прокофьевой установлено увеличение размеров пашни Спасо-Прилуцкого монастыря и количества поступавшего с неё хлеба, вызванное перестройкой всего хозяйства в условиях развития товарно-денежных отношений, показано вытеснение хлебного оброка отработочной повинностью и сокращение наделов крестьян в связи с усилением эксплуатации. И.А. Булыгин определил среднюю тяжесть феодальных повинностей, падающих на крестьянский двор, и сделал вывод, что «примерно 86,5% всех крестьянских дворов находилось на барщине, более 12,5% на денежном оброке и менее 1% - на натуральном оброке».

Оба исследователя показали, что обработка монастырской пашни и сенокосные работы являлись преобладающим видом барщины. Прокофьева отметила, что ещё одной повинностью, распространённой повсеместно в вотчине Спасо-Прилуцкого монастыря была выделка «про монастырский обиход овсяной крупы». Кроме этих повинностей, крестьяне выполняли «всякую чёрную работу, на какую где бывает им наряд».

Проблемы землепользования крестьян Кирилло-Белозерского монастыря затрагивались в трудах А.Х. Горфункеля, который установил, что в XVI - XVII вв. проявилась общая тенденция к увеличению нормы и объёма феодальной ренты. Номинально объём денежной ренты возрос за XVII столетие, по крайней мере, в 4 раза. Но, несмотря на рост денежной ренты, она не заменила собой в масштабе всей вотчины ни барщины, ни хлебного оброка и не играла решающей роли в общем объёме повинностей монастырских крестьян.

Эволюция землевладения, система вотчинного обложения, платежи крестьян Кирилло-Белозерского монастыря в XVI-XVII вв. рассмотрены Зоей Васильевной Дмитриевой, которая пришла к выводу, что норма платежей с выти, прежде всего хлебного оброка, установившаяся в конце XVI - начале XVII вв., оставалась неизменной до конца XVII столетия и даже в некоторых волостях несколько сокращалась.

Отмеченные наблюдения учёных крайне важны и для предпринятого нами освещения комплекса источников, касающихся положения крестьян Кирилло-Белозерского монастыря в первой половине XVIII века, так как этот вопрос в данном хронологическом срезе до сих пор не являлся объектом рассмотрения.

Рассмотрим данные описей 1742 г. и 1764 г. В ведомости о приходе и расходе денег и хлеба за 1742 г. названо 4190 крестьянских и 613 бобыльских дворов (18259 душ м.п.), 305 служительских дворов (912 душ м.п.), а всего 5108 дворов (19171 душа м.п.). Учтено за монастырем пашни 515 десятин, сенокосу 7850 копен (пудов по смете 23786). Кроме того, в вотчинах, которые «отданы в ведомство… дворов… крестьянских и бобыльских 615, …крестьянских и бобыльских 2812 душ, пашни 261 десятина, сенных покосов 962 копны, а в них по смете пудов 3843. И того за оным монастырем дворов крестьянских 4805, бобыльских 613, служительских 305, всего 5723. По прежнему генералитетскому свидетельству мужского полу душ: крестьянских и бобыльских 21071, служителей 912, всего 21983, пашни 776 десятин, сенокосу 3812 копен, а пудов по смете 27634. Хлебного дохода (при монастыре) …всякого хлеба приплодного 4134 четверти 2 четверика». В 1742 г. с вотчинных крестьян на монастырь собирался хлебный оброк: ржи 602 четверти 3 четверика, овса 854 ½ четверти, ячменя 130 четвертей 6 четверика, пшеницы 7 четвертей 4 ½ четверика, «итого оброчного 1592 четверти 1 четверик». С крестьян сел Лоза (Антушево) и Никитское «с насевного их хлеба за прежние положенные денежные доходы… итого 629 четвертей… Всего всех 6355 четвертей 3 четверика». Для сравнения: в 1640-е гг. за монастырём числилось 3913 дворов и 16835 душ м.п.; по данным описной книги за 1668 г. хлебные запасы при монастыре составляли 2075 четвертей; в 1601 г. крестьяне 9 уездов косили на монастырь 3843 копны сена.

Помимо хлеба взимали: «Окладных в монастырь с вотчинных крестьян 1927 руб. 55 коп. ½. За столовые и лесные припасы деньгами 180 руб.98 коп. Окладных же собираемых на московское подворье с вотчинных крестьян оброчных 61 руб. На покупку бумаги писчей, свеч сальных, сургуча 26 руб.98 коп., на дрова 35 руб. 35коп. Итого: 2231 руб. 76 коп. ½».

Кроме хлебного и денежного оброков «во оный же Кириллов монастырь по окладу сберегаемых с вотчинных крестьян столовых запасов: масла коровья 53 пуда 18 фунтов, яиц 29400, шерсти 14 пудов 13 фунтов, дегтю 32 пуда, а вышеписанное масло и яйца употребляются про братство в пищу. А овчины и шерсть в даче бываемы рыбным ловцам и прочим работникам такове и про всякой монастырской необходимый расход происходят по все годно без остатку. А деготь при монастыре и на мельницах происходит весь без остатку же. Лесных припасов: древ 553 сажени, бревен 1656, желобов 1099, тесу 1645, лучины 553 воза. На монастырское Кирилловское подворье дров 75 сажени. И оные лесные припасы употребляются повсегодно без остатку». Итак, в 1742 году основными видами платежей в монастырь оставались хлеб и деньги. В сравнении с платежами начала XVII века крестьянские платежи 40-х гг. XVIII столетия остаются достаточно стабильными. В дальнейшем нам предстоит привлечь комплекс документов, особенно по нач. XVIII века, содержащий данные для расчета оброка на единицу посеянного хлеба, что даст возможность более объективно охарактеризовать обременительность крестьянских повинностей.

В 1764 году на землях Кирилло-Белозерского монастыря проживало 18765 душ мужского пола, имелось 3444 десятины пашенной земли. Применительно к подушевому обложению, по нашим подсчётам, усреднённые показатели отработочной ренты на землях Кирилло-Белозерского монастыря в 1764 году были далеко не равнозначными и варьировались в зависимости от качества и плодородия почв от 0,7 десятины в одном поле в чернозёмном центре до 0,05 десятин в северо-западном районе.

Приведем данные о повинностях монастырских крестьян в Белозерской вотчине за 1764 г. На барщине в Белозерском уезде находилось 8247 душ мужского пола или 44% всех крестьян, принадлежащих монастырю. Существенной повинностью барщинных крестьян Белозерской вотчины была обработка монастырской пашни. В Белозерском уезде находилось 435 десятин монастырской десятинной пашни или в среднем от 0,08 до 0,13 десятин пашенной земли в одном поле на 1 душу мужского пола. Напомним, что усреднённый показатель отработочной ренты на 1 душу мужского пола, выведенный Ю.А. Тихоновым для владельческой деревни первой половины XVII века равен 0,1 десятины в одном поле.

По окладу на каждую выть тягла с. Звоз (при общей величине тягла 35 вытей) положено было обработать 2,4 дес. земли в одном поле; с. В. Словенский (103 выти) по 0,5 дес. на выть; с. Ярогомж (12 вытей) по 0,8 дес.; с. Рукина Слободка (82 выти) по 0,2 дес.; с. Колкач (98 вытей) по 0,16; с. Талица (23 выти) по 0,5 дес.; с. Сизьма (29 вытей) по 0,9 дес.; с. Романова Слободка ( 26 вытей) по 0,8 дес.; с. Давыдово (27 вытей) по 0,5 дес.; с. Н.Ерга (8 вытей) по 7,5 дес.; с. Троицкое (12 вытей) по 0,4 дес.; с. Олохово (6 вытей) по 5,1 дес.; с. Лоза Антушева (46 вытей) по 0,2 дес.; с. Куность (27 вытей) по 0,4 дес.; с. Вашки (35 вытей) по 0,3 дес.; с. Мегра (33 выти) по 1,2 дес.; с. Савинское (10 вытей) по 0,9 дес. (по селам Улома, Покровское и Чаромское сведений о десятинной пашни не имеется).

Барщину несло большинство крестьян Кирилло-Белозерского монастыря (за исключением Костромского, Бежецкого, Нижегородского, Двинского и Арзамасского уездов). Поэтому можно сказать, что в 1764 г. барщина была ведущей формой ренты в вотчинах монастыря, расположенных в северо-западных, черноземных и центральных уездах Центрального нечерноземного района страны.

Наряду с обработкой пашни крестьяне должны были заготовлять на монастырь сено. По приведённым в описи данным монастырским крестьянам требовалось заготовить 6598 возов сена на монастырь. «С оного села Климовского крестьяне сена косят на монастырь 144 воза, в том селе з деревнями вытного тягла 56 осмаков. А на каждого осмака исчисляется по 8 душ». В среднем на 448 душ мужского пола (далее д.м.п.) при равном душевом делении приходилось 0,3 воза сена (Пошехонский уезд). Норма заготовки на монастырь сена на 1 д.м.п. по разным уездам вотчины Кирилло-Белозерского монастыря выглядит различной. На крестьян Белозерского уезда приходилось 4929 возов сена или по 0,59 воза на 1 д.м.п., Пошехонского уезда - 959 возов или по 0,52 воза на 1 д.м.п., Угличского - 260 возов или по 0,44 воза на 1 д.м.п., Вологодского - 150 возов или по 0,27 воза на д.м.п., Ростовского - 200 возов или по 0,32 воза на д.м.п., Бежецкого - 100 возов или по 0,11 воза на д.м.п. (по Дмитровскому, Шацкому, Балахнинскому, Московскому, Пронскому, Каргопольскому, Двинскому, Алатырскому, Нижегородскому, Арзамасскому уездам сведений не содержится).

Вместе с барщиной крестьяне Кирилло-Белозерского монастыря несли денежные и многочисленные натуральные поборы. Так, на крестьян Белозерской вотчины приходилась заготовка 458 саженей дров. В среднем на 1 д.м.п. в Белозерской вотчине величина заготовки дров на монастырь составляла 0,06 сажени. Однако норма заготовки дров на монастырь по сёлам была различной. Так, например, на 103 тяглые выти села В. Словенского приходилось 118 саженей, на 82 выти села Рукина Слободка - 70 саженей, с 27 вытей села Давыдово - 25 саженей, с 12 вытей села Троицкое - 4 сажени дров.

Прочные позиции в Белозерской вотчине Кирилловского монастыря в 60-е гг. XVIII века занимала продуктовая рента. В 12 из 20 белозерских сёл крестьяне были обложены разнообразным натуральным оброком. С них взималось 77 пудов масла и 23950 яиц. В описи перечислены и другие поборы с монастырских крестьян. В частности, с крестьян села Волока Славинского собиралось «праздничных 2 руб. 32 коп., з земель и лугов, которые отдаются в оброк 24 руб. 56 коп., с мельницы 16 руб. 80 коп., вывозных за баб и девок 6 руб. 20 коп., всего с того села з деревнями в приходе денег 271 руб. 6 коп., а также… лучины по 78 возов, бревен 7 саженей, по 378 желобья пятисаженного, по 292 тесу, …овчин 89, шерсти 2 пуда 9 фунтов. А с оного села Волоку Славинскому з деревнями сыров мяса конюшенных припасов не збиралось. Да в том селе з деревнями находились прикащик и нарятчики на крестьянском содержании... прикащику собиралось с выти а вытного тягла 103 выти денег по 10 копеек хлеба ржи по 2 четверика овса по 4 четверика... нарятчику с выти ржи по четверику овса потому ж да по денге со двора».

Всем перечисленным повинности крестьян не исчерпывались. Они отрабатывали в монастыре так называемые «жилые недели»: «…с оного села Волок Славинский крестьяне на монастырь пашут земли прямо в селе 40 четвертей, сена косят по 4 копны волоковые. С оного села крестьяне происходят на монастырь каждый год работать для пашни, кошения сена, вожения навоза, посева и убирания хлебов. Для кошения сена и убирания в стога посылается с того села по 2 человека кои бывают при том 3 дня. Итого человек и тем полагается каждому на день по 5 копеек с тридцати копеек. Для пахания при монастыре с подмонастырских полей наимовали в летнее время работника и с лошадью збирали по 12 копеек з души итого 48 копеек. Да в тот монастырь наимовали в осеннее время для починения монастырских надобностей збирали по 2 копейки з души итого 8 копеек. Для вожения сена в зимнее время на конюшенный двор наимовали работника и с лошадью навремя збирали по 4 копейки з души итого 14 копеек. Вышеписанные работники бывают на хлебном монастырском содержании».

Таковы были повинности барщинных крестьян Кирилло-Белозерского монастыря к 1764 году. Главной и наиболее тяжелой из них являлась, конечно, обработка монастырской пашни, которой приходилось в среднем примерно по 0,1 дес. на 1 д.м.п. Наряду с этим крестьяне должны были заготовлять на монастырь по 0,6 возов сена на 1 д.м.п. Помимо полевой барщины, они несли денежные и многочисленные натуральные повинности. Они же выполняли на монастырь различные работы. Таким образом, барщина существовала не в чистом виде, а дополнялась денежными и различными натуральными поборами. Можно предположить, что уровень ренты за рассматриваемый период остается стабильным.

Позволим напомнить широко известный факт сопротивления крестьян села Меленки в 1670 году, который некоторые исследователи связывают с усилением гнёта монастырских крестьян. Тогда крестьяне захватили в свои руки монастырские амбары и казну, разобрали по домам собранный с них оброчный и стрелецкий хлеб, увели монастырский скот, сожгли кабальные книги. Спустя почти сто лет староста с крестьянами «вотчины Кириллова монастыря Белозерского села Меленки …единалично показали в коллегию по состоянию худа земли хлеба и помаложитных сенных покосов да что мы крестьяне никаких других промыслов не имеем а довольствуемся токмо в пашне и покосах и потому мы крестьяне больше на себя оклада кроме взыскиваемого с каждой души рублевого оброка платить не в состоянии, а показанный рублев оброк повсегдатно платить мы будем».

Весьма знаменательно, что монастырские крестьяне в 60-е годы XVIII века почти никогда не жалуются на барщину. По-видимому, оказавшись наиболее строго фиксируемым типом ренты, она была в силу этого и относительно менее обременительна для крестьян. В основном, в источниках первой половины XVIII века отмечается, что крестьяне все монастырские работы «исправляли». Усиление гнета монастырские крестьяне связывали, прежде всего, с ростом денежных платежей.