И.В. Пихтова - О росписи дома в деревне Ратибор

Тематический выпуск Вестника №6, посвящённый Седьмым Кирилловским чтениям (Сентябрь 2009)

О росписи дома в деревне Ратибор  

И.В. Пихтова, научный сотрудник отдела народного искусства

В декоративном оформлении крестьянских домов ХIХ - начала ХХ вв. немаловажное значение имела роспись фасадов зданий и раскраска резных украшений в различные цвета.

Вопрос о времени появления росписи наружных стен крестьянских изб пока остается открытым. В ХIХ веке расписывали, главным образом, те части избы, которые были затянуты тёсом - фронтоны, подшивка свесов крыши и балконов, мезонины, ставни, наличники. Поскольку все эти детали (за исключением ставен) распространились в крестьянском строительстве не ранее XVII века, то естественно, и украшение их росписью - явление сравнительно новое. По мнению Д.П. Осипова, в Вологодской губернии расписывание узорами крестьянских изб распространяется в 70-х годах ХIХ века.

Непосредственной предпосылкой появления росписей в крестьянском жилище стало возникновение светлых помещений, что, в свою очередь, связано с распространением изб, отапливаемых по-белому, с заменой волоковых окон на колодные или косящатые, с превращением клетей в горницы и появлением внутренних членений избы и, конечно, с ростом благосостояния крестьянства. Главным же проявлением нового вкуса в убранстве фасада стал пышный балкон, выход на который не был предусмотрен.

В настоящее время в экспедициях мы видим дома, в которых присутствует раскраска отдельных резных украшений в различные цвета, но крайне редко встречаются крестьянские избы с остатками старой росписи на фронтоне. Один из таких домов удалось обнаружить совсем недавно в деревне Ратибор Кирилловского района.

Деревня Ратибор относится к Алешинскому поселению Кирилловского района. Она расположена на живописном берегу реки Шексны. Первые упоминания о деревне относятся к ХVI веку. Деревня небольшая, большинство домов в зимний период пустуют. Летом деревня оживает, как и многие другие. Люди приезжают провести отпуск в родительском доме или на даче. Среди старых деревенских изб уже настроены новомодные коттеджи.

Но, несмотря на меняющийся облик деревенской архитектуры, мало кто пройдет равнодушным мимо огромного дома у дороги. Он принадлежит семье Чесноковых. Впервые мы узнали о нем от Н.А. Сурановой, которая обратилась в музей летом 2006 года. Она показала старые фотографии, связанные с историей Горицкого монастыря. Осенью этого же года Л.И. Глызина и Л.Л. Петрова посетили дом Н.А. Сурановой в д. Ратибор, а также познакомились с ее дальними родственниками - семьей Чесноковых. Особенно нас привлекли остатки росписи на фронтоне дома Чесноковых. Через год мы еще раз посетили Ратибор и зафиксировали с помощью фото- и видеоаппаратуры не только роспись на подшивке мезонина, но и расписной плафон в небольшой светёлке наверху.

Дом Чесноковых - это шестистенок на высоком подклете. На главный фасад дома, который смотрит на реку, выходят семь окон. Прием соединения жилья и двора - «брус»; все помещения спланированы в вытянутый прямоугольный сруб, перекрытый единой кровлей, архитектурным украшением которой является мезонин с балконом.

Плотно примыкает к избе хозяйственный двор. Конструктивная особенность крытого двора в том, что всю верхнюю часть сруба, находящегося над хлевами, несут на себе мощные стойки-столбы, глубоко врытые в землю, их делают для того, чтобы сгнившие клети хлевов можно было легко разобрать, вынуть и заменить новыми, не поднимая и не разбирая сруба всего дома. На верху бокового фасада - одностворчатые ворота для подачи сена на поветь, а в нижней части - двустворчатые ворота, ведущие в хлев.

На главном фасаде дома - итальянское окно с трёхчастным центральным переплётом. В народе такие окна называли «итальянскими». Верхнюю часть окна украшает треугольный наличник, повторяющий линии фронтона мезонина. В центре треугольника находится полукруг, выполненный в технике трехгранно-выемчатой резьбы. Это окно с обеих сторон украшают пилястры - декоративные доски, прикрывающие торцы выступающих венцов сруба. Такие же пилястры украшают и углы дома. Остальные окна имеют навершия, состоящие из двух S-образных завитков, а в разрыве между ними помещена резная вставка в виде вазы. Окна разделены невысокими декоративными пилястрами, повторяющими форму двух центральных.

В переднем скате сделан мезонин с большим окном и балконом, который, к сожалению, не сохранился. Но настоящие владельцы дома планируют восстановить его в ближайшем будущем.

Подшивку мезонина украшает трафаретная роспись, которая выполнена по тонкому белильному грунту. Она состоит из двенадцати ровных квадратов, разделенных сине-голубыми полосами с прорисовкой объема. В центре изображен большой восьмилепестковый цветок овальной формы с чередующимися по форме лепестками с ровными и резными краями. Между лепестками изображены семь круглых ягод. В центре цветка - восьмилучевая белая розетка с бежевыми оживками. В росписи использованы охристо-бежевый, красный и синий цвета. Прорисовка цветов напоминает лепнину, т.е. рельефное украшение, отлитое или отпрессованное из гипса или бетона на фасадах и в интерьерах зданий.

В каждую сторону от центра изображены по три пары одинаковых восьмилепестковых цветков, которые вписаны в квадраты. Они аналогичны центральному цветку, но меньше по размеру и круглой формы. В центре каждого цветка находится синяя с белой сеточкой круглая сердцевинка с отходящими от нее лучиками.

Под воздействием климатических условий роспись сохранилась частично. Плохо читаемы цветы по краям обшивки, центральная часть сохранилась довольно хорошо.

Тимпан мезонина также украшен изображением цветов. На внутреннем поле фронтона между двумя цветками изображен большой цветок овальной формы. Хотя роспись тимпана сохранилась хуже, все-таки можно сказать, что цветы точно копировали форму и цвет тех, которые изображены на подшивке мезонина.

В мезонине устроена светёлка, холодная комната под крышей, в которую ведет лестница внутри дома. Продолжением росписей экстерьера служит расписной плафон светёлки. Роспись плафона выполнена в свободной манере. В центре плафона - желтые и красные цветы в обрамлении зеленой листвы. Центр плафона, где теперь место крепления патрона с лампочкой, также украшен желтыми лепестками с красной оживкой. По внешнему краю плафона изображены шесть ярко-синих 30-лепестковых цветков с жёлтой сердцевинкой, акцентирующих на себе внимание.

Вопрос об авторе росписей и времени их появления остается открытым. Опрос жителей деревни не дал желаемого результата.

Л.И. Глызина во время этой поездки интересовалась судьбой Анны Козловой, одной из горицких иконописиц, которая проживала в Ратиборе после закрытия монастыря. Мы предполагаем, что Аннушка Козлова приходилась родственницей Чесноковым и часто жила в их доме до и после закрытия Горицкого монастыря. И, вполне вероятно, что росписи дома выполнены именно ею.

Дом Чесноковых - это единственный расписной дом в Кирилловском районе, выявленный до настоящего момента. Конечно, мы не можем с полной уверенностью утверждать, что росписи дома Чесноковых выполнены именно Анной Козловой. Есть косвенные факты, которые указывают на это, но они требуют дальнейшего изучения и уточнения.