Система контроля температурно-влажностного режима соборного комплекса Ферапонтова монастыря. 2009-2011

Представление о Ферапонтовом монастыре, прежде всего, ассоциируется с настенными росписями Дионисия в соборе Рождества Богородицы. Росписи занимают около 800 квадратных метров поверхности стен собора. Этот уникальный, сохранившийся практически в первозданном виде, подписной памятник – эталон не только творчества великого средневекового мастера, но и всей московской стенописи ХV века – времени высочайшего проявления русской духовности.
Расположенность его в удаленном небольшом Ферапонтовом монастыре, ныне – в условиях сельской местности, сохранило памятник в сложные времена ХVIII – ХХ веков. В настоящее время удаленность и слабо развитые коммуникации являются фактором усложняющим организацию научно обоснованного хранения памятника мировой культуры.
Работа Музея фресок Дионисия в данном направлении в последние десятилетия сосредоточена на сохранении подлинности и предоставлении посетителям максимальной возможности знакомства с шедевром мирового искусства.

1. История хранения Ферапонтовского собора
Открытие имени Дионисия в связи с ферапонтовской росписью произошло в 1898 году, когда автор первой истории Ферапонтова монастыря Иван Иванович Бриллиантов прочел авторскую надпись, опубликовал её и предположил принадлежность кисти известного на тот период средневекового иконописца. Этой публикацией фактически было положено начало хранения ферапонтовского собора.
В начале ХХ века, с выходом книг исследователей древнерусского искусства П.П. Покрышкина, А.А. Романова, В.Т. Георгиевского утвердилось представление об уникальности сохранившейся в монастырском соборе стенописи. В восстановлении ферапонтовского собора в начале ХХ века принимали участие новгородские архиепископы Гурий и Арсений, игуменья Таисия, обер-прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер, председатель Комитета по восстановлению Ферапонтова монастыря, князь А.В. Оболенский, реставраторы А.Г. Вальтер, Н.Я. Епанечников.
Вокруг сохранения новооткрытого памятника объединились исследователи, историки, искусствоведы, архитекторы и практики – реставраторы и музейщики. Среди них можно назвать И.Э. Грабаря, А.И. Анисимова, П.И. Юкина, Е.А. Домбровскую, Н.М. Чернышева, В.Н. Лазарева, Н.В. Гусева, Л.К. Легатову, В.И. Вьюшина и многих других, кто стремился в эти годы в далекий Ферапонтов монастырь к общению с Дионисием и, открыв его для себя, уже никогда не мог забыть этот милый сердцу уголок Русского Севера.
Первые наблюдения за микроклиматом собора в Ферапонтовом монастыре были организованы в 1970-х годах по инициативе Н.П. Зворыкина и С.С. Подъяпольского и носили эпизодический характер.
«Программа комплексных научно-исследовательских и реставрационных работ по памятнику ХV века Рождественскому собору Ферапонтова монастыря», принятая Министерством культуры РСФСР в мае 1981 года, позволила с достаточной полнотой исследовать состояние грунтов, конструкций, температурно-влажностного режима, левкасного и красочного слоя росписей, а также степени разновременных вмешательств в авторскую живопись. В процессе исследований и практических работ стала очевидной прямая взаимосвязь состояния всех составляющих памятника с сохранностью стенописи, необходимость постоянного мониторинга природной среды, ограждающих конструкций и самой стенописи собора ведущими специалистами-реставраторами и музеем. Участие в программе ведущих реставрационных организаций страны, таких как «ГосНИИР», «Союзреставрация», «Росреставрация» определили высокий научный уровень исследований. Перед специалистами, приезжавшими из Москвы и Вологды для работы в соборе, сразу стало очевидным, что постоянный, ежедневный контроль над состоянием памятника и осуществление мероприятий, направленных на его стабилизацию, должно вестись на месте сотрудниками музея.
Совместными усилиями исследователей удалось ввести в штат Музея фресок Дионисия должность хранителя собора Рождества Богородицы. Этот был первый в стране провинциальный музей, где появился хранитель одного памятника.
Определение функций и направлений работы хранителя собора Рождества Богородицы складывалось в процессе проведения исследовательских и консервационных мероприятий. Постепенно с изучением собора и участием в этом музейных хранителей, становилась понятна взаимосвязь всех происходивших в памятнике процессов: уровня грунтовых вод и состояния конструкций, открытых воздушных внутристенных каналов и образования инея, нестабильности климатических параметров или движения воздушных масс при открывании дверей и состояния живописи и т.д.
Первым важнейшим направлением работы хранителя стала нормализация микроклимата памятника, находившегося в тот момент в тяжелейших условиях: средняя влажность за год – 80%, увлажнение стен (иней, потеки воды), текущие кровли, неплотно примыкающая к проемам столярка, открытый грунт в подклетах, отсутствие электросетей. При разработке и осуществлении проектов реставрационных организаций, музей вел координационную деятельность, создавал условия для работы специалистов, вел ежедневную кропотливую работу по подготовке памятника к проведению в нем реставрационных работ: консервация живописи не могла иметь положительного результата без стабилизации режимов.
В 1980-х годах были осуществлены проекты «Спецпроектреставрации» по устройству отмосток и дренажей, смене столярных заполнений и перекрытию барабана Никольского придела. Специалистами Всесоюзного научно-исследовательского института реставрации были разработаны и смонтированы устройства для вертикальной вентиляции.
В 1990-х договорные отношения со многими реставрационными организациями прекратились. Музей продолжал осуществление мероприятий по нормализации микроклимата с попытками исследований новых возможностей его нормализации. Собственными силами был введен пробный подогрев отдельных помещений с исследованием его влияния на состояние росписи. С 1998 года сложившейся к этому времени небольшой структурой (хранитель и лаборант) начал создавать ежегодные аналитические отчеты состояния ТВР сначала всех памятников, затем – памятников соборного комплекса. С выпуском отчетов музей сформировал методику контроля ТВР.
Постоянная и планомерная реализация музеем разработанных режимов содержания памятника наряду с осуществленными инженерными мероприятиями вывели собор Рождества Богородицы к концу ХХ века в разряд памятников, содержание которого было признано эталонным для нашей страны.

2. Организация хранения собора 2001-2011
То понимание направления, методов и целей, которые сложились в процессе осуществления музеем хранительских мероприятий в конце ХХ века, позволило постепенно и целенаправленно создавать новую систему оптимизации режимов сохранения памятника. В первое десятилетие ХХI века проведены значительные работы, направленные на организацию режимов хранения.
Выявление высокой степени аутентичности стенописи Дионисия в процессе подготовки методики реставрационного вмешательства, определило ведущую роль превентивной консервации. Обеспечение условий для сохранения росписи собора с самого начала ХХI века было определено основным направлением хранительской деятельности Музея фресок Дионисия.
Для успешного завершения реставрационных работ, предупреждения разрушительных процессов и обеспечения максимальной сохранности фресок Дионисия первостепенное значение имело создание надежной системы стабилизации температурно-влажностного режима, наиболее благоприятного для монументальной живописи.
Таким инструментом для поддержания оптимальных температурных и влажностных параметров стало устройство подогреваемого пола. Это первый в стране собор крестово-купольного типа, где была внедрена данная система обеспечения микроклимата. Решение о внедрении в древний памятник нового инструмента хранения было принято благодаря хорошо подготовленной исследовательской базе, последовательно реализованной музеем. На выполнение проекта теплого пола был направлен президентский грант, полученный музеем в юбилейный для создания росписи 2002 год.
Отработанные к этому времени режимы хранения собора, позволили и в процессе ведения работ в неотапливаемом памятнике в зимний период времени не менять параметры микроклимата. Это была совместная работа хранителей и исполнителей, потребовавшая взаимного поиска решений технологических и хранительских проблем.
Внедрение нового механизма регулирования микроклимата в соборе и раскрытие возможностей его использования требовали строгого инструментального наблюдения за тепло-влажностными параметрами памятника в новых условиях.

2.1. Беспроводная система радиоконтроля ТВР
С введением подогрева памятников монастыря специалистами ЦНРПМ и ГосНИИР была прослежена взаимосвязь климатических параметров собора с окружающими его папертями, ризницей и церковью Мартиниана, что обусловило выделение их в понятие «Соборный комплекс Ферапонтова монастыря».
Исследования зависимости увлажнения слоев росписи собора от температурных режимов всех помещений соборного комплекса, поставила перед музеем задачу поддержания заданных температур.
Обязательное небольшое (в 1-2ºС) различие температурных режимов и обеспечение влажности посредством регулирования температуры, требовало точности с достаточной частотой замеров параметров воздушной среды и конструкций, возможности их сопоставления в разных помещениях, сохранения значительного объема получаемых сведений.
Размещение необходимых на разных высотах приборов проводных систем контроля ТВР было невозможно: провода пришлось бы прокладывать по уникальной авторской стенописи. В поисках беспроводной системы музеем совместно со специалистами ГосНИИР и ООО «Инженерная фирма «ТОР» была выбрана приборная база отечественного производства на основе радиодатчиков ИВТМ -7М4 и радиомодема РМ-1, соединенного с ноутбуком по интерфейсу RS-232 (несущая частота 433 МГц, максимальная скорость беспроводной передачи 38,4 кбит/сек). Программное обеспечение позволяло накапливать данные и отображать их на мониторе в цифровом и графическом виде с 32 датчиков, которые могут быть заведены в систему.
Первоначально, в мае 2009 года, в систему было заведено 4 датчика, снимавших каждые полчаса показания температуры и влажности в нижней зоне (алтарь) и барабане собора, на паперти и в церкви Мартиниана.
После получения положительных результатов работы системы, в октябре 2009 года в неё были заведены ещё 5 радиодатчиков, снимавших показания в ризнице, в подклетах собора и северной паперти, на улице, а также в стене собора. Два последних датчика были разработаны по специальном заказу музея. Ещё один, свободный датчик, заменяет отправляемый по очереди на ежегодную калибровку.
Таким образом, система контроля ТВР соборного комплекса охватывает не только собор по всей высоте с определением температуры стены, но и все основные помещения, состояние режимов которых влияет на влажностные процессы в стенах собора – главном носителе росписи Дионисия (приложение 10).
В январе 2010 года было проведено перепрограммирование приборной базы с целью приспособления к условиям параметров памятника и устранения случайных шумов.
В настоящее время существующая радиосистема позволяет регистрировать одновременно состояние температуры и относительной влажности в шести основных помещениях соборного комплекса, наружного воздуха, а так же температуру внутренней поверхности стены в режиме реального времени с обновлением данных каждые полчаса.
Параметры отображаются на экране компьютера, где выделены зоны предпочтительных значений. Заданная частота смены показаний позволяет своевременно принимать решения по изменению условий, влияющих на воздушные параметры: подогрев, проветривание, посещаемость памятника и т.д.
Накопительная база сведений дает возможность проанализировать любую ситуацию за любой период времени с меньшими временными затратами, чем раньше, когда данная работа выполнялась в ручном режиме.
Годовой цикл наблюдений за микроклиматом собора с использованием новой системы позволил:
- с большей точностью выдерживать необходимые соотношения температурных параметров помещений соборного комплекса (приложение 4,8). Это явилось важным фактором сохранения стенописи и по заключениям специалистов позволило исключить процессы капиллярного движения влаги в левкасном и красочном слоях росписи.
- увеличить посещаемость собора в зимнее время года в безопасном для росписи режиме (приложение 5).
- в аномальной погодной ситуации жаркого летнего сезона 2010 года точность и чистота замеров позволили внедрить новую методику оптимизации ТВР памятников: подогрев собора и церкви Мартиниана вслед за повышением температуры наружного воздуха, что позволило предотвратить конденсационное увлажнения росписи (приложение 9)
- объективно оценить результаты применения ограниченного подогрева собора по стабилизации влажностного состояния внутренней поверхности ограждающих конструкций, включая живописный слой (приложение 7).
Результаты работы системы и применяемых музеем методик нормализации ТВР соборного комплекса оценивались специалистами ГосНИИ реставрации в 2009 и 2010 годах (приложение 6). В целом дана положительная оценка не только возможностей системы, но и действиям хранителей по её использованию.
В настоящее время музеем продолжается работа по дополнению системы ещё двумя датчиками температуры стены: в барабане и церкви Мартиниана. В 2010 году разработан алгоритм введения в программу параметров влагосодержания для получения информации о возможности проветривания помещений соборного комплекса в режиме реального времени. В 2011 году подписан договор с ООО «Инженерная фирма «ТОР» на дополнение программы новым модулем для внедрения данного алгоритма.
Хранение древних стенописных памятников крестово-купольного типа представляет собой сложный комплекс архитектурных, инженерных, физико-химических и искусствоведческих исследований, результатом которых является выработка методов содержания памятника. Взаимодействие и взаимообусловленность происходящих процессов определяют мероприятия, проводимые музеями по сохранению недвижимых памятников. Чаще всего – это компромиссные, конкретные для данной ситуации и данного памятника решения. Для их выбора важно иметь базу объективного независимого контроля, подтверждающего правильность выбора режимов.
Таким инструментом контроля ТВР в памятниках ферапонтовского соборного комплекса с 2009 года служит беспроводная система. Её использование зафиксировало объективные результаты одного из направлений хранения уникального памятника: подтвердило правильность использовавшихся методов оптимизации ТВР, позволило расширить направления работы по обеспечению ТВР в экстремальных погодных условиях, раскрыло новые возможности для посещаемости собора. Реализация проекта во многом стала возможна благодаря длительной направленной работе музея в сотрудничестве с ведущими специалистами-климатологами и организациями по изучению памятников древнерусской культуры.


Шелкова Елена Николаевна,
Хранитель собора Рождества Богородицы.