Анонсы
Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IXтыс. до н.э.) до позднего средневековья. Наиболее полно показан период средневековья, и это делает экспозицию одной из крупнейших на северо-западе России.
В обширных сводчатых палатах монастырской Поварни XVI века размещаются выставки посвященные народному прикладному искусству, ремеслам и промыслам Белозерья.
Музеефикация монашеской кельи XVII века и примыкающих к ней помещений дала возможность представить архитектурный облик и интерьер жилища рядового инока Кирилло-Белозерского монастыря

Новости

15.11.2012

Многолетняя реставрация и укрепление росписей Рождественского собора в целом завершены, однако сейчас здесь ведутся регулярные профилактические работы, а также чрезвычайно внимательное наблюдение за состоянием сохранности монументальной живописи. Огромную помощь специалистам в решении этой сложной задачи может оказать новейший метод высокоточной цифровой фотофиксации произведений искусства, разработанный российской кампанией ЗАО «Группа ЭПОС» по заказу Министерства культуры Российской Федерации.

Специальный «холодный» свет, используемый при съемке, полностью соответствует музейным стандартам и не угрожает произведениям искусства, высокая разрешающая способность изображений достигается благодаря применению цифровых камер с запатентованным оптико-электронным сканирующим модулем. Компьютер разделяет изображение на заданное количество областей, сканирующий модуль обеспечивает перемещение на нужный фрагмент, каждый из которых снимается отдельно. Затем программное обеспечение соединяет их в единое целое, формируя изображение с разрешением до 700 Mpx. Одной из важных особенностей новой технологии является использование системы профилирования и контроля цветопередачи. Контроль качества осуществляется на всех этапах: съемки фресок, обработки цифровых изображений и печати репродукций.

Работы в Рождественском соборе осуществлялись в несколько этапов. В начале были отсняты общие виды для панорамного воспроизведения: съемки проводились в четырех точках на уровне пола и с точек по центральной оси снизу вверх до подкупольного пространства. Смонтированные панорамы легли в основу информационной системы для вызова описания сюжетов и их высокоточных изображений. На следующем этапе была осуществлена высокоточная съемка отдельных композиций настенной росписи собора для создания их страховых копий. Съемка проводилась по технологии ЭПОС по всем уровням собора, включая купол и своды. На заключительном этапе отдельные композиции были отсняты по особой технологии, разработанной специалистами компании для полноценного наблюдения за состоянием сохранности росписи. При этой съемке используется комплекс направленного динамического освещения, позволяющий фиксировать все особенности поверхностного рельефа красочного слоя фресок. Повторная съемка, осуществленная по данной технологии, позволит впоследствии отразить все произошедшие изменения (если они будут) и оценить степень их критичности для памятника.

В результате этой сложнейшей работы были получены цифровые изображения уникального качества не только фресковых композиций, но и всего интерьера Рождественского собора. Помимо научно-исследовательского значения созданной базы данных, которая может быть предоставлена в пользование специалистов – искусствоведов, реставраторов и хранителей, – эти эталонные страховые копии сюжетов и интерьеров были также положены в основу отдельного презентационного мультимедийного научно-просветительского ресурса с виртуальным представлением внутреннего убранства Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. В интерактивном режиме предоставляется возможность рассмотреть фресковую живопись с четырех уровней высоты собора, вызвать информацию или короткий видеосюжет об интересующей пользователя композиции, вызвать общий каталог сюжетов росписи или отдельный видеофильм о соборе и его фресках, сделанный специально для этого проекта.

Подобный научно-исследовательский проект является первой в России попыткой соединить возможности использования современных технологий для процессов мониторинга объектов монументальной живописи, создания страховых копий, повышения эффективности научно-исследовательских, реставрационных, образовательных и иных работ в данной области одновременно с популяризацией объектов культурного наследия с помощью создания информационных ресурсов в сети Интернет, презентационных и видеоматериалов, выпуска электронных изданий и приложений, а так же создание уникальных медиаинсталляций (виртуальных филиалов).

С полной версией статьи Вы можете познакомиться на сайте Министерства Культуры Российской Федерации.