Анонсы
Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IXтыс. до н.э.) до позднего средневековья. Наиболее полно показан период средневековья, и это делает экспозицию одной из крупнейших на северо-западе России.
В обширных сводчатых палатах монастырской Поварни XVI века размещаются выставки посвященные народному прикладному искусству, ремеслам и промыслам Белозерья.
Музеефикация монашеской кельи XVII века и примыкающих к ней помещений дала возможность представить архитектурный облик и интерьер жилища рядового инока Кирилло-Белозерского монастыря

Новости

30.06.2010

19 июня в музее состоялось собрание рабочей группы секции сохранения культурного наследия Экспертного совета Росохранкультуры, на котором были рассмотрены следующие вопросы:

 

- оценка качества реставрационных работ, выполняемых ООО «Реставрационный центр - Архитектура, Производство, Обучение» на деревянной церкви Ризоположения из села Бородава, 1485 года Кирилло-Белозерского музея-заповедника;

 

- рассмотрение предложений о внесении изменений в эскизный проект реставрации (ООО «Реставрационный центр - Архитектура,   Производство,   Обучение»),   согласованный Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны культурного наследия письмом № 4/6040 от 18.04.2008 года.

 

Председатель Б.Т. Сизов Секретарь О.В. Вороничева


Присутствовали:

Члены Экспертного совета по охране культурного наследия Росохранкультуры:

председатель секции сохранения культурного наследия, кандидат культурологи, инженер-реставратор высшей категории Б.Т. Сизов;

кандидат искусствоведения М.И. Мильчик;

архитектор-реставратор высшей категории М. И. Коляда;

Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области:

заместитель начальника департамента В.Н.Лукин;

начальник управления историко-культурного наследия С.В. Тихова;

начальник отдела государственной охраны объектов культурного наследия О.Н.Никитин;

ООО «Реставрационный центр - Архитектура, Производство, Обучение» авторы проекта реставрации:

директор, архитектор-реставратор высшей категории А.В.Попов, архитектор А.П.Мальцев;

Кирилло-Белозерский музей-заповедник:

директор музея М.Н. Шаромазов;

заместитель директора по науке И.А.Смирнов;

заместитель директора по выставочной работе Л.А. Лупушор;

заместитель директора по реставрации О.В. Вороничева;

заведующая отделом реконструкции, капитального ремонта и реставрации М.В.Смирнова.


Автор проекта А.В. Попов:

В процессе проведения реставрационных работ методом полной переборки проведены научные исследования и получен большой объем натурных следов первоначальных конструкций. Кроме того, выполнено изучение и анализ иконографических материалов, объектов-аналогов, материалов исследователей деревянного зодчества. На основе полученных данных авторским коллективом предложен вариант корректировки согласованного ранее проекта (письмо № 4/6040 от 18.04.2008 года федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны культурного наследия).

А именно: в результате исследований доказано существование первоначальной общей безгвоздевой конструкции памятника: полы были врублены в стены, существовали навесные на подпятниках полотна дверей и окон, слеги крепились к стенам с помощью врубок. В 2009 году выполнен дендрохронологический анализ конструкций церкви, который подтвердил доказанную ранее датировку памятника XV столетием.

 

Рабочей группе предложено два варианта устройства кровли над церковью:

1) воссоздание на период XV в. безгвоздевой навесной кровли с гнетом, без главы;

2) воссоздание на более поздний период XVIII-XIX веков с главой и креплением тесового покрытия гвоздями.

После разборки кровельного покрытия на слегах трапезной обнаружены следы от куриц, на слегах церкви следов от куриц не обнаружено. Следовательно, покрытие трапезой имело известную конструкцию «по курицам и потокам», первоначальная система покрытия церкви требует уточнения. Дендрохронологический анализ показал, что слеги на трапезной, алтаре и церкви относятся к XV веку. На них обнаружены следы гвоздей только XVIII-XX веков. Подлинная князевая слега XV века на церкви не сохранилась. На основе полученных натурных данных можно предположить существование навесной с гнетом конструкции покрытия церкви. В таком случае было исключено существование главы, иначе кровля не могла быть герметичной, но в церкви, трапезной и алтаре сохранились первоначальные тесаные потолки, что исключает вероятность существования протечек.

Анализ графического материала европейских стран Норвегии, Швеции, Польши, Украины и публикаций ученых историков А.Олеария, Вицина показал, что в ранние периоды XII-XV столетий безглавые церкви существовали наряду с крестовокупольными храмами. В откорректированном проекте предлагается вариант устройства безгвоздевой навесной кровли с гнетом. По мнению авторского коллектива, указанный вариант реставрации соответствует стандартам ИКОМОС и Венецианской хартии и не приносит вреда памятнику, т.к. не придется бить гвоздями подлинные слеги XV века.

Галерея вокруг церкви существовала первоначально, но точные ее размеры не известны, известен только наклон кровли и уровень пола. Поэтому, мы предлагаем вариант нейтральной современной конструкции для того, чтобы оградить подлинное ядро памятника от необоснованных и недоказанных вариантов.


М.И. Коляда:

Натурные исследования выполнены грамотно, в достаточном для обоснования предложенных изменений объеме. Учитывая уникальность памятника, в данном случае не следует идти по пути сохранения позднейших наслоений, что обычно используется в реставрационной практике. В случае появления в будущем новых научных данных предложенную кровлю можно убрать безболезненно для памятника и сделать другую, т.е. процесс изменения покрытия обратим. Считаю все аргументы автора проекта убедительными, а предложенный вариант корректировки единственно верным.


М.И. Мильчик:

К выполняемым работам применимо понятие археологической реставрации. Максимально возможно сохраняются подлинные элементы и детали, все позднее наносное убирается. Качество выполненных работ очень высокое, Применяется единственно правильная технология протезирования деревянных конструкций на нагелях без использования клея. Церковь Ризоположения является самым ранним точно датированным деревянным памятником у нас в стране. Здесь сохранились такие элементы и детали, которые больше почти нигде не встречаются.

Примером храма без главы являлась клетская церковь XIV века в северной Швеции в провинции Седра Роде, которая к настоящему времени сгорела. В предложенном варианте проекта отсутствие главы не смущает. Согласен с решением покрытия и галереи, после завершения работ церковь будет единственной имеющей такой тип кровли, а потому будет вызывать интерес более широкого круга общественности. Рекомендую глубже проработать следующие позиции:

1) провести археологические исследования на месте строительства церкви в селе Бородава, что поможет выявить дополнительные сведения, например, такие как размеры галереи;

2) провести научное изучение Церкви Лазаря Муромского, выявить ее первоначальное решение;

3) провести анализ графического материала и историко-архивных сведений, выстроить систему аналогов;

4) в дополнение к публикациям Э.Д. Добровольской и М.Н. Шаромазова о творчестве Б.В. Гнедовского провести детальное исследование его деятельности;

5) после завершения реставрационных работ и научных изысканий летом 2011 года провести   в   Кирилло-Белозерском   музее-заповеднике   научную   конференцию, посвященную церкви Ризоположения и издать печатный материал об исследованиях и реставрации.

Древесина сруба церкви очень сильно инсолирована, необходимо строить защитный павильон. В 2009 году музей получил наиболее древние и ценные в художественном отношении иконы из церкви Ризоположения, которые желательно поместить на свое историческое место в отреставрированной церкви. Проектирование защитного павильона нужно начинать уже сейчас. В техническом задании необходимо грамотно предусмотреть наличие системы пожарной безопасности.


М.Н. Шаромазов:

Достаточно ли оснований для устройства предложенной автором проекта навесной кровли с гнетом без главы?


М.И. Мильчик:

Все решения проекта вытекают из материалов исследований, я считаю, что оснований достаточно.


Б.Т. Сизов:

Проводимые работы являются обоснованным в методическом и технологическом отношении примером реставрации. В предложенном варианте корректировки проекта максимально сохраняется подлинная основа памятника, при этом допускается возможность последующих изменений. В связи с существованием острой необходимости строительства защитного павильона отсутствие главы не повлияет на зрительное восприятие церкви в интерьере сооружения.


В.Н. Лукин:

Необходимо отметить хорошее качество реставрационных работ, за исключением отдельных нюансов, как например завышение уровня фундаментов над поверхностью земли. Качество проектной документации в сравнении с первоначальным проектом значительно улучшилось. Музей является хранителем самого древнего точно датированного деревянного храма и первоначального убранства его интерьера, при создании условий хранения иконостаса церкви в родном интерьере возможно создание экспозиции, не имеющей аналогов. Для создания благоприятных условий хранения и обеспечения надежности охраны необходимо заниматься проектированием защитного павильона.


О.Н. Никитин:

Первоначальная коньковая слега и верхние бревна повала четверика утрачены, а вместе с ними и очень важные следы и детали крепления элементов кровли. Эти моменты оставляют место для выбора вариантов используемых аналогов. Все представленные аналогичные кровли являются покрытиями хозяйственных построек с пологими скатами. Авторами не найдено вариантов аналогов с высоким щипцом.

В связи с использованием аналогов при проектировании кровли можно допустить применение аналогов и при проектировании галереи, т.к. следы от нее имеются. Безгвоздевое безглавое решение кровли может быть применимо, но требует дополнительной проработки системы крепления и дополнительного обсуждения. До согласования корректировки проекта в Росохракультуре считаю возможным проведение реставрационных работ на кровлях трапезной и алтаря, кровлю церкви реставрировать только после согласования.


М.Н. Шаромазов:

В сложившейся ситуации чрезвычайно важно обеспечить непрерывное продолжение работ, для чего согласование корректировки проекта нужно провести в максимально короткие сроки.

В связи с планированием строительства сложного дорогостоящего защитного сооружения необходима организация широкое публичного обсуждение проблемы. Осенью нынешнего года музей планирует проведение открытого конкурса эскизных предложений. По моему мнению, это сооружение должно быть значительно больше объема церкви, так, чтобы она была доступна для обозрения внутри павильона.

 

Решение:

1) Проводимые ООО «Реставрационный центр - Архитектура, Производство, Обучение» реставрационные работы на деревянной церкви Ризоположения, 1485 года из села Бородава полностью обоснованы в методическом и технологическом отношении;

2) В процессе практических работ выполнен большой объем натурных исследований первоначальных конструкций;

3) На основании этих исследований, анализа графических и натурных аналогов авторами предложена корректировка согласованного ранее эскизного проекта, которая позволяет максимально сохранить подлинное ядро памятника и допускает возможность внесения изменений в случае получения дополнительных научных сведений;

4) Рабочая группа считает возможным одобрить предложенную авторами корректировку проекта;

5) Рабочая группа рекомендует Музею в кратчайшие сроки обратиться в Росохранкультуру с просьбой рассмотреть и согласовать предложения по корректировке проекта;

6) До согласования корректировки проекта рабочая группа считает возможным производить работы по кровлям трапезной и алтаря церкви;

7) После завершения исследований и реставрационных работ летом 2011 года целесообразно проведение научной конференции и подготовка публикаций об исследованиях и реставрации церкви Ризоположения 1485 года из села Бородава;

8) Рекомендовать музею в кратчайшие сроки начать разработку проекта защитного павильона, обеспечивающего безопасность и сохранение памятника с учетом современных требований.