Анонсы
Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IXтыс. до н.э.) до позднего средневековья. Наиболее полно показан период средневековья, и это делает экспозицию одной из крупнейших на северо-западе России.
В обширных сводчатых палатах монастырской Поварни XVI века размещаются выставки посвященные народному прикладному искусству, ремеслам и промыслам Белозерья.
Музеефикация монашеской кельи XVII века и примыкающих к ней помещений дала возможность представить архитектурный облик и интерьер жилища рядового инока Кирилло-Белозерского монастыря

Новости

21.08.2014

Музей фресок Дионисия при поддержке Высшей школы средового дизайна Московского архитектурного института Государственной академии, Творческого союза художников России представляют выставочный проект «Мир видимый» и «Мир невидимый». В его основе – живопись, графика и архитектурная аналитика московских художников Александра Мессерера, Анны Козловой-Мессерер и Марины Венгеровой.

Проект «Мир видимый» и «мир невидимый» направлен на комплексное раскрытие перед зрителем целостного образа феномена древнерусской храмовой архитектуры. Он включает в себя работы, визуализирующие как внешнее, эмоционально-художественное восприятие: живописные полотна художников Анны Козловой-Мессерер и Александра Мессерера, так и внутренний мир храмовых пропорций, сокрытый от взгляда и проявляющийся в виде геометрических правил. Эти правила раскрывают сам смысл храмостроительной традиции и иллюстрируются аналитическими чертежами архитектора Марины Венгеровой.

В экспозиции представлен анализ пропорций трёх каменных храмов Русского Севера XV–XVI веков, выполненных по чертежам, предоставленным Кирилло-Белозерским музеем-заповедником и секцией реставрации строительного факультета Вологодского государственного технического университета. Образы древнейших памятников нашли своё отражение в эмоциональной и тонкой по колориту живописи талантливой четы художников, работающих только с натуры.

Марина Венгерова, архитектор: «Вы видите картину – это «мир видимый», а Ваши ощущения, восприятие – «мир невидимый». Они существуют неразрывно, как материализация одного и того же счастья. Вы улыбаетесь – это совмещение визуальных и внутренних эмоций, материальное проявление невидимого.

Зрящие места особого Божественного присутствия возводят ему материальную оболочку, ибо храм – это вселенная: совмещение земного и небесного. В 2-х основных символах христианства: квадрате и круге – заключено понятие бесконечности. Квадрат – земля с отрезками жизни. Круг – бесконечное время, подобно круговороту года и циферблату часов.

«Да будет Воля Твоя, Яко на небеси и на земли...» - это и есть код. Выравненные по площади круг и квадрат получили своё проявление в храмах. На этих фигурах построены все габариты храмов и их основные значимые размеры и места: иконостас, ширина храма, которая происходит из подкупольного квадрата, к нему равный по площади круг удвоенный и есть ширина ядра храма.

Посмотрите вверх, посередь поля на небо – оно есть сфера, и этими сферами выстраиваются и высоты в храме: арки, своды...

Храм – это зримое воплощение модели мира: квадрат на земле, и круг в небе».

Выставка будет открыта с 23 августа – по 30 сентября.

О художниках

Александр Борисович Мессерер

Родился в Москве в 1960 году в потомственной театрально-художественной семье. После окончания школы поступил в школу-студию МХАТ на художественный факультет, но не закончил его и продолжил образование в Московском полиграфическом институте в мастерской М.П. Митурича. Большое влияние на художника оказало творчество известного графика Д. Лиона, у которого он брал уроки. По окончании учебы работал в издательстве «Радуга».

Занимается живописью и графикой. В качестве автора иллюстраций и дизайнера оформил книги стихов В. Крюкова: «Соль и Молния», «Яблоня Марья», «Вверх», «Первый снег», «Хлеб». Совместно с Анной Козловой-Мессерер, является автором проектов: «Бумажная поверхность земли» (1995, Переделкино, дача Беллы Ахмадулиной), «Истории за пределами сада» (1996, Москва, галерея EXPO – 88), «Земля тишины» (2002, Москва, галерея «На Солянке»), «Мир видимый и мир невидимый» в живописи Анны Козловой-Мессерер, Александра Мессерер и архитектурных изысканиях Марины Венгеровой» (2012, Москва, КЦ «Покровские ворота») и других. Участник выставок художников «Круга Ферапонтова», член Союза художников России.

Анна Валерьевна Козлова-Мессерер

Родилась в 1969 году, в Москве в семье инженеров. В дошкольном возрасте посещала студию при МГУ, где в пятилетнем возрасте прошла её первая персональная выставка. Затем училась в студии живописи во Дворце пионеров на Воробьевых горах и Детской Художественной Краснопресненской школе. В 1992 году закончила Московский архитектурный институт по специальности «Градостроительство». Занимается преподавательской и творческой деятельностью. Активно выставляется. В 2013 году создала цикл иллюстраций к произведениям Мананы Манабде (книга вышла в Грузии). Воспитывает пятерых детей.

Является членом актива секции «Архитектурный дизайн» Творческого союза художников России, IFA (секция живописи), награждена Серебряной медалью Творческого союза художников России за вклад в отечественное изобразительное искусство.

Марина Эдуардовна Венгерова

Родилась в 1969 году. Закончила Московский архитектурный институт, специализация «Теория и история архитектуры». Тема дипломной работы: «Мир видимый» и «мир невидимый» в творчестве. Павел Флоренский, Василий Кандинский, Евгений Трубецкой». С 1989 по 2006 год являлась преподавателем и руководителем «Студии Скульптуры» в Центре Творчества Детей и Юношества «Сокол». Была лауреатом II Московского городского конкурса авторских программ дополнительного образования детей. С 1987 года – участник и организатор экспедиций по изучению русской и зарубежной архитектуры (города России, Прибалтики, Финляндии, Югославии, Италии, Германии, Франции и других стран). Соавтор передвижного научно-просветительского проекта «Византия и Россия, невидимое в видимом», созданного в рамках научно-исследовательской программы «Реконструкция традиционных методов пропорционирования в современном церковном зодчестве». Проект получил одобрение Московского Патриархата Священного Синода Русской Православной церкви и Благословение Вселенского Патриарха Варфоломея (2011). В 2012 году в Культурном центре «Покровские Ворота» состоялась выставка: «Мир видимый и мир невидимый» в живописи Анны Козловой-Мессерер, Александра Мессерер и научных изысканиях Марины Венгеровой».

Является лектором высшей школы средового дизайна Московского архитектурного института Государственной академии, председателем секции «Архитектурный дизайн» Творческого союза художников России, автором научно-исследовательской работы «Геометрическое пропорционирование древнерусских храмов X–XVI веков».