Анонсы
Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IXтыс. до н.э.) до позднего средневековья. Наиболее полно показан период средневековья, и это делает экспозицию одной из крупнейших на северо-западе России.
В обширных сводчатых палатах монастырской Поварни XVI века размещаются выставки посвященные народному прикладному искусству, ремеслам и промыслам Белозерья.
Музеефикация монашеской кельи XVII века и примыкающих к ней помещений дала возможность представить архитектурный облик и интерьер жилища рядового инока Кирилло-Белозерского монастыря

Новости

17.10.2010

Иконы «романовского письма» - особого направления в поздней русской иконописи, некогда знаменитого и по сей день остающегося загадкой для исследователей, составляют гордость рыбинского собрания. Имя «романовским письмам» было дано по названию маленького городка Романова-Борисоглебска в Ярославской губернии (в 1918г. переименован в город Тутаев).

Изучение «романовских писем» имеет давнюю историю. Уже в 1920-е годы первые исследователи ярославских икон в описаниях музейной коллекции Ярославля выделяли их как самостоятельное направление в поздней русской иконописи. Ценил иконы романовцев и приобретал их для своей коллекции, переданной в 1913 году в Русский музей, выдающийся знаток и собиратель Н.П. Лихачев. По своему художественному качеству творчество «романовцев» вполне сопоставимо со знаменитыми «палехскими письмами» и занимает важное место в религиозном искусстве России второй половины XVIII и XIX веков. Однако в научной литературе эта иконописная традиция освещена крайне скупо.

В 1920-е годы около 15 икон предположительно романовского письма оказались в коллекции Рыбинского музея. Они не имеют подписей мастеров и других свидетельств их исполнения в Романове-Борисоглебске и были атрибутированы как романовские исключительно по стилевым признакам - на основании аналогий среди опубликованных подписных памятников. И хотя их особенности очерчены в каталожных статьях лишь в общих чертах, мы полагаем, что настоящая публикация наметит ряд отправных точек для дальней­шего изучения романовских икон.

Знакомство с иконами Рыбинского музея служит еще и печальным напоми­нанием о том, что советская эпоха, смерчем прошедшая по духовному и худо­жественному наследию России, оставила его в состоянии разбитой мозаики. Драгоценные осколки теперь уже, наверное, никогда не составят прежней кар­тины. И все же дошедшие до нас иконы продолжают хранить свой великий смысл, свидетельствовать о славной и горькой истории русской духовности и, надеемся, дадут долгую жизнь новой традиции иконописания в Рыбинске.