Анонсы
Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IXтыс. до н.э.) до позднего средневековья. Наиболее полно показан период средневековья, и это делает экспозицию одной из крупнейших на северо-западе России.
В обширных сводчатых палатах монастырской Поварни XVI века размещаются выставки посвященные народному прикладному искусству, ремеслам и промыслам Белозерья.
Музеефикация монашеской кельи XVII века и примыкающих к ней помещений дала возможность представить архитектурный облик и интерьер жилища рядового инока Кирилло-Белозерского монастыря

Новости

15.12.2010

В ходе работы комиссии состоялись рабочие встречи, на которых присутствовали представители музея, а также заместитель начальника Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области Владимир Николаевич Лукин, федеральный архитектор-координатор по Вологодской области Сергей Борисович Куликов, председатель секции «Сохранение культурного наследия» Экспертного совета Росохранкультуры Борис Тимофеевич Сизов, Благочинный Белозерского благочиния Игумен Игнатий Молчанов, главный архитектор Головное ХППАПБюро, разработчик проекта зон охраны и генерального плана села Ферапонтово Наталья Сергеевна Пъянкова.

 

      Эксперты анализировали следующие аспекты:

 

1.      Перечень нормативных правовых актов, правил и норм, регулирующих отношения связанные с сохранением объекта всемирного наследия «Ансамбль Ферапонтова монастыря»;

2.      Наличие утвержденных зон охраны объекта и регламентов их использования;

3.      Наличие градостроительных планов села Ферапонтово;

4.      Изменения в структуре управления объектом по сравнению с 2000 годом;

5.      Перечень выполненных архитектурных, инженерно-технических работ на памятнике и работ по консервации живописи и мониторингу температурно-влажностного режима;

6.      Наличие планов, проектов, согласований нового строительства, планируемого на территории памятника и в охранных зонах;

7.      Наличие стратегии развития туризма на объекте.

 

Директор музея М.Н. Шаромазов пояснил, что деятельность музея в отношении сохранения использования и популяризации объекта Ферапонтова монастыря регулируется 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия», градостроительным кодексом, 83-ФЗ «О совершенствовании правового положения бюджетных учреждений», 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» и рядом других нормативных правовых актов, перечень которых был передан экспертам. В 2011 году планируется подготовка Федерального закона о музеях-заповедниках.

 

Тодор Крестев задал вопрос о взаимосвязях между утвержденным проектом зон охраны ансамбля Ферапонтова монастыря и утвержденным генеральным планом села Ферапонтово, а также просил уточнить наименование уполномоченных органов, которые отвечают за механизм их реализации. Эксперт выразил беспокойство по поводу возведения на Торговой площади села Ферапонтово двухэтажной деревянной гостиницы (на месте бывшей чайной), которая закрывает видовые связи между монастырем и озером.

       

Н.С.Пъянкова ответила, что генеральный план села Ферапонтово был разработан Головное ХППАПБюро в 2002 году, утвержден решением Представительного собрания Кирилловского района Вологодской области № 120 от 24.11.2006 года. Проект зон охраны разработан ГУП ЦНРПМ МК РФ в 2002 году, утвержден Постановлением Правительства Вологодской области № 583 от 14.05.2007 года. Проекты прошли все стадии согласований, в том числе они согласованы Министерством культуры. Копии проектов переданы на рассмотрение экспертам. Поскольку проекты разрабатывались в одно время, они имеют прямую взаимосвязь.

 

Ген. план предусмативает рассредоточение новой застройки вне границ села Ферапонтово, устойчивое, но традиционное развитие близлежащих населенных пунктов, имеет раздел посвященный развитию туристического обслуживания, т.е. строительство гостиниц, туристических баз, кемпингов.

 

В проекте зон охраны имеются пояснения о регулировании хозяйственно-строительной деятельности в охранных зонах. В границах охранной (буферной) зоны предусмотрена реконструкция здания школы и здания чайной на центральной площади села. Чайная существовала на указанной территории очень долгое время, она присутствует на фотосъемке конца 60-х годов, была разобрана в 1986 году. Фотофиксации ранее существовавшего здания переданы экспертам. Проект реконструкции здания был согласован Министерством культуры.

 

Тодор Крестев рекомендовал выполнить проверку реконструкции здания на соответствие согласованному проекту и генеральному плану.

        

В.Н.Лукин, пояснил, что уполномоченными органами в сфере контроля за исполнением утвержденных планов и проектов являются Главное управление архитектуры и градостроительства Вологодской области, Департамент культуры и охраны культурного наследия Вологодской области, Администрация Кирилловского муниципального района. Выделением земельных участков занимается Администрация Ферапонтовского поселения.

       

Тодор Крестев заметил наличие различий между границами охранных зон объекта в документах, находящихся в ЮНЕСКО, и утвержденным проектом и сообщил, что музею необходимо направить ходатайство в Комитет всемирного наследия о расширении границ охранных зон. В данном случае речь идет о том, что заявленные в списках ЮНЕСКО территории в качестве охранных зон на несколько сотен квадратных метров меньше, чем территории в границах утвержденного проекта, т.к. проект разрабатывался спустя два года после занесения памятника в список мирового наследия.

       

На одной из встреч эксперты заключили, что схема управления объектом всемирного наследия, представленная в 2000 году не изменилась. Одновременно они выразили беспокойство по поводу возможных изменений в системе управления объектом в связи с принятием закона о передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям. Тодор Крестев подчеркнул необходимость избегать проведения богослужений в соборе, так как стенопись очень ранима. В ответ М.Н. Шаромазов пояснил, что в настоящее время информация о передаче объекта Епархии у музея отсутствует. В.Кипшидзе ответил, что также не обладает информацией по данному вопросу и пояснил, что при Московском Патриархате планируется создание специального совета для решения вопросов реализации ФЗ № 327.

         

В ходе пребывания миссии экспертам были представлены предложения музея о намерениях воссоздать исторические постройки на территории памятника: здание бывших монастырских келий у северной стены церквей Богоявления и Ферапонта, столовую палатку у северного фасада Трапезной палаты.

     

Представленные предложения прокомментировала О.В.Вороничева. В музее имеется острая необходимость организации зоны приема посетителей. В связи с тем, что на территории монастыря находятся, главным образом, культовые памятники в настоящее время нет помещения, где можно принять туристов, отсутствует отапливаемый благоустроенный общественный туалет, киоски для продажи сувениров, места для отдыха. В связи с этим был разработан проект реконструкции бывших монастырских келий, которые существовали у северной стены церквей Богоявления и Ферапонта с середины XVII века до середины XX века.

       

Н.С.Пъянкова дополнила. При отсутствии острой необходимости устройства зоны приема посетителей, основной контингент которых составляют люди пожилого возраста и дети, музей не стал бы выносить указанный вопрос на обсуждение мировой общественности.

       

Нашей проектной организацией разработано несколько вариантов проекта. Здание точно вписано в план фундаментов, обнаруженный при проведении археологических раскопок в 1984 году, высота принята с учетом следов, оставшихся на северном фасаде церкви Богоявления. В случае нахождения наблюдателя у входа в центральный соборный комплекс здание оставляет открытым коридор видимости в сторону озера. Сооружение находится в таком месте, которое не попадает в видовые коридоры при съемке и не оказывает зрительного воздействия на восприятие монастыря.

       

Тодор Крестев заключил, что при внесении в списки мирового наследия основным критерием послужила подлинность и аутентичность ансамбля Ферапонтова монастыря. Эксперт отметил отсутствие точных фиксационных данных о ранее существовавшем здании и предложил искать альтернативные методы.

        

После знакомства с состоянием памятников Ферапонтова монастыря, эксперты выразили удовлетворение выполненными реставрационными и консервационными работами, проведенными на объекте в период с 2000 по 2010 годы и положительной динамикой в вопросах хранения объекта Всемирного наследия. Они неоднократно подчеркивали высокий профессионализм сотрудников музея, который соответствует памятнику мировой культуры – одному из немногих, которым удается сохранять универсальную ценность, целостность и аутентичность ансамбля и уникальной стенописи.

       

Анна Сидоренко-Дюлом проинформировала собравшихся о том, что по итогам миссии будет подготовлен детальный отчет, касающийся всех вышеперечисленных направлений.