Анонсы
Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IXтыс. до н.э.) до позднего средневековья. Наиболее полно показан период средневековья, и это делает экспозицию одной из крупнейших на северо-западе России.
В обширных сводчатых палатах монастырской Поварни XVI века размещаются выставки посвященные народному прикладному искусству, ремеслам и промыслам Белозерья.
Музеефикация монашеской кельи XVII века и примыкающих к ней помещений дала возможность представить архитектурный облик и интерьер жилища рядового инока Кирилло-Белозерского монастыря

Новости

19.05.2015

«Ночь в музее» – это ежегодная международная акция, основными целями которой являются привлечение внимания общественности, в особенности детей и молодёжи, к музейным ресурсам, демонстрация потенциала современных музеев и пробуждение интереса к культуре. Впервые подобная акция была проведена в Берлине в 1997 году. А в 1999 году она состоялась во Франции по инициативе министерства культуры и коммуникаций этой страны, правда тогда она имела другое название –  «Весна музеев». Датой ее проведения было выбрано 18 мая, так как в этот день отмечается Международный день музеев. В 2001 году в этой акции участвовало уже 39 стран Европы и Америки, а в 2005 году «Весна музеев» переросла в «Ночь музеев». В России первым учреждением культуры, который распахнул свои двери для посетителей ночью в 2002 году, стал Красноярский музейный центр. В 2007 году к акции присоединились московские музеи, а через год – музеи северной столицы. С каждым годом все больше и больше людей стремятся поучаствовать в акции «Ночь в музее» и тем самым приобщиться к истории и культуре.


Не остался в стороне от этого культурного мероприятия и Музей фресок Дионисия. Вот уже четвёртый год подряд он открыл свои двери для посетителей в вечернее время. Презентация книг из фондов музея открыла акцию 2015 года, которая состоялась 16 мая. Коллекция рукописных и печатных книг XVI-XX веков насчитывает около 1500 экземпляров и является второй по величине в Вологодской области (после Кирилло-Белозерского музея). Хранитель фондов В.Н. Новожилова рассказала посетителям о формировании книжного собрания музея и познакомила их с представленными в витринах экспонатами. Подлинные книги редко можно увидеть в постоянных экспозициях, ведь для их показа необходимы специальные условия. Но в этот вечер у всех желающих появилась такая возможность. В витринах на паперти Трапезной палаты были представлены рукописная книга начала XIX века «Житие Василия Нового», «Страсти Христовы» (конец XIX века - начало XX века) и «Симеон, иеромонах и архимандрит. Описание града Иерусалимского» (1824). Их отличает наличие очень красочных иллюстраций, фотографии которых можно было внимательно рассмотреть на сенсорном экране. К примеру, «Житие Василия Нового» содержит 90 миниатюр – это единственная рукописная книга из фондов Музея фресок Дионисия, в котором можно увидеть такое количество ярких акварелей.

Посетителей очень заинтересовало и содержание вышеуказанной книги, о котором им рассказали экскурсовод Н.А. Чистякова и директор Музея фресок Дионисия И.Н. Паршукова. Данное литературное произведение повествует о двадцати мытарствах – препятствиях, через которые должна пройти душа каждого крещеного человека в течение 40 дней после его смерти.

Акция «Ночь в музее» продолжилась на паперти cобора Рождества Богородицы открытием выставки «История одного экспоната – Гусли «Звончатые». Она была посвящена самому древнему и популярному музыкальному инструменту русского народа. Гусли на Руси были разного размера, имели разнообразную форму и разное количество струн. Их изготавливали их различных пород дерева, но чаще из белого клёна, который называли явор, поэтому и гусли стали именовать «яворчатые» или «яровчатые». Звуки производились ударами пальцев о струны, и такой тип гуслей получил в народе название «звончатых» от металлических звенящих струн. О развитии, изготовлении и особенностях этого музыкального инструмента, упоминание о котором содержится в былинах, песнях, сказках, а также многочисленных памятниках светской и церковной письменности, гостям музея рассказали заведующий отделом экскурсионно-методической работы Е.А. Кивелёв и сотрудник Вологодского областного техникума культуры Ангелина Горбунова. Игре на гуслях Ангелину обучал известный кирилловский музыкант Геннадий Голубев. Именно его гусли и были представлены в витрине в качестве современного образца этого русского народного инструмента. А на сенсорном экране сменяли друг друга иллюстрации книг с изображением гусляров, гусли разных эпох и стран. К примеру, каждый мог сравнить русские гусли со старинным латвийским музыкальным инструментом кокле, который наиболее часто упоминается в фольклоре. Часть фотографий для выставки была представлена Антоном Каменским и Артёмом Колесниковым.


Все желающие в этот вечер смогли оценить и звучание гуслей. Ангелина Горбунова исполнила различные народные нагрыши, а также дала пару уроков тем, кто хотел попробовать себя в роли гусляров.

2015 год объявлен Годом литературы в России, и именно этому событию был посвящён ряд мероприятий «Ночи в музее», в том числе, интерактивное занятие «Вязь имени», которое состоялось в служебном корпусе музея. На примере стенописи Дионисия и иконописи XV-XVI веков его участники познакомились с декоративным шрифтом – русской каллиграфической вязью. Заведующий сектором «Школа Дионисия» С.В. Бунин рассказал об основных принципах вязи и принципах её применения в иконописи мастерской Дионисия, а также о происхождении и значении русских имён. В ходе занятия совсем юные, а также взрослые гости музея с помощью перьев и чернил увлечённо выводили на бумаге замысловатые буквы, писали вязью собственные имена и создавали уникальные инициалы.


Экспозиции музея в этот вечер были открыты до 22 часов, и посетить их можно было совершенно бесплатно. Этой возможностью воспользовались гости из Кириллова, Вологды и местные жители, которые, несмотря на пасмурную, но тёплую погоду, любовались фресками Дионисия в соборе Рождества Богородицы, знакомились с историей монастыря в Трапезной палате и церкви преподобного Мартиниана.