Анонсы
Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IXтыс. до н.э.) до позднего средневековья. Наиболее полно показан период средневековья, и это делает экспозицию одной из крупнейших на северо-западе России.
В обширных сводчатых палатах монастырской Поварни XVI века размещаются выставки посвященные народному прикладному искусству, ремеслам и промыслам Белозерья.
Музеефикация монашеской кельи XVII века и примыкающих к ней помещений дала возможность представить архитектурный облик и интерьер жилища рядового инока Кирилло-Белозерского монастыря

Новости

06.04.2011

.

Начало коллекции, насчитывающей сейчас более 7000 единиц хранения, положили предметы собранные сотрудниками музея в экспедициях по Кирилловскому району в 1993 году, затем, фонды пополнились дарами частных лиц, и наконец , приобретаемые музеем с 2001 года большие коллекции предметов народного искусства, сделали его собрание крупнейшим в стране. Это собрание уникально не только количеством (хотя выводы о том или ином виде художественного ремесла, его формировании и развитии можно делать, оперируя только большим объемом материала), но и качеством предметов, среди которых есть изделия, выполненные известными мастерам – ремесленникам второй половины XIX – первой половины XX век.

      В интерьере выставки особое внимание уделено прялкам: в соответствии с техникой декоративного убранства они поделены на три группы и размещены на стеллажах – это расписные, резные и расписные, и декорированные только резьбой. Среди расписных прялок выделяются экспонаты сделанные мастерами из небольших сел и деревень, расположенных по берегам Северной Двины и ее притокам. На выставке представлены: ракульские (деревня Ульяновская, речка Ракулка), северодвинские (пристань Борок, деревня Скобели и деревня Первая Жерлыгинская, устье реки Нижняя Тойма), важские (Шенкурский район Архангельской области). Лаконичность рисунка и изысканная форма отличает мезенские прялки (село Палащелье, река Мезень). Для  шаговарских, напротив, характерны большой размер и богатое колористическое решение лопастки - главной части прялки, на которую крепятся расчесанные волокна льна или шерсти.

   Вторую группу составляют прялки, объединенные геометрическим декором. В его основе - простейшие фигуры: круг, треугольник, прямоугольник и незатейливые растительные орнаменты. Раскрашенная трехгранно-выемчатая резьба   сообщает плоскости лопастки пространственные характеристики.   Прялки, декорированные только резьбой, относятся к древнейшему типу. Особой монументальностью отличаются тарногские (село Тарнога, Вологодская область): все они корневые (выполненные из ствола крупного дерева и его же корня). Большая лопастка украшена простейшей трехгранновыемчатой резьбой, дающей свободу резчику в выборе композиционных решений плоскости. Изящная форма отличает ярославские прялки. Широкая у основания ножка постепенно сужается вверх, заканчиваясь маленькой лопасткой, напоминающей женский головной убор.

 Не один крестьянский или купеческий дом не мог обойтись без сундуков (ларей) – удобных мест хранения вещей и белья. На выставке представлены расписные сундуки из бассейна реки Уфтюга, Архангельской области и один сундук из Вологды. Декор уфтюжских сундуков никогда не повторяясь, все же оставался в рамках единого стиля, основу которого составляют,   как правило, оранжевый фон и крупный стилизованный орнамент из завитков. Тонкая черная линия обводки орнамента перекликается с полосками металла, оковывающими сундук.

   Коллекция народного искусства музея фресок Дионисия имеет прекрасные образцы ткачества и вышивки, небольшая часть которых представлена в витринах экспозиции. Тканые узоры появляются благодаря различным способам переплетения продольных и поперечных нитей (основы и утка) на ткацком станке (кроснах). Эти объемные орнаменты, выполненные, как правило, красными нитками на белой основе холста смотрятся на полотенцах, подолах рубах добротно и весомо. В северной вышивке, чаще всего использовались счетные швы: крест, перевить, роспись. Символика изображений пришла из глубокой древности и носила сакральный характер. На рубеже XIX-XX веков распространилось многоцветное тамбурное шитье по кумачу и другой цветной основе. Свободное движение линий в композициях таких вышивок очень выразительно, недаром, подобный декор   остается актуальным в современной женской одежде.         

 Особое место на выставке уделено набойным доскам, они представлены в двух центральных витринах. Набойные доски служили для нанесения орнамента на ткань. Их изготовляли из сухого дерева, склеенного в несколько слоев. Лицевая сторона доски имела рельеф (объемную резьбу,  декор из медных пластинок, поставленных  на «ребро» и гвоздиков). Набойной доской на ткань наносили специальный резервирующий состав (соли окиси меди), а затем, холст опускали в раствор синей краски. В местах нанесения резервирующего состава краситель обесцвечивался, и светлый орнамент четко выделялся на темно-синем фоне. В XIX веке кубовая (синяя) набойка не только прочно бытовала в крестьянской среде, но и стала подлинным искусством.

   Данная выставка, разместившаяся в зале Казенной палаты XVI века, конечно же, не смогла во всей полноте показать предметы , поступившие в фонды музея в 2009 – 2010 году: представлена только малая часть вещей, и они экспонируются впервые. Образцы народного искусства, созданные мастерами в различных центрах художественной культуры Русского Севера, несут богатую информацию о своем времени и обладают большой силой эстетического воздействия. Народная традиция – это тот бездонный колодец, который всегда питал, и будет питать   развивающиеся художественные промыслы и современное искусство.

Ольга Силина.