Анонсы
Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IXтыс. до н.э.) до позднего средневековья. Наиболее полно показан период средневековья, и это делает экспозицию одной из крупнейших на северо-западе России.
В обширных сводчатых палатах монастырской Поварни XVI века размещаются выставки посвященные народному прикладному искусству, ремеслам и промыслам Белозерья.
Музеефикация монашеской кельи XVII века и примыкающих к ней помещений дала возможность представить архитектурный облик и интерьер жилища рядового инока Кирилло-Белозерского монастыря

Новости

15.08.2011

 


29 июня 2011 года в Париже завершила работу 35-я сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. На сессии традиционно обсуждалось включение новых природных и культурных объектов в Список всемирного наследия, а также состояние сохранности объектов, уже включенных в список ранее. В заседаниях Комитета в качестве наблюдателей приняли участие директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника М.Н. Шаромазов и ученый секретарь музея С.Н. Смирнова, так как среди российских объектов, которые обсуждались в ходе сессии, ансамбль Ферапонтова монастыря с его уникальными фресками. На сессии было принято решение 35COM 7B.106 в отношении состояния данного объекта, основанное на отчете миссии ЮНЕСКО/ИКОМОС, которая побывала в Ферапонтове с 8 по 12 декабря 2010 года.




Миссия ЮНЕСКО/ИКОМОС отметила, что «памятник всемирного наследия «Ансамбль Ферапонтова монастыря» является объектом стабильной юридической защиты на самом высоком уровне, которое предлагает федеральное законодательство», но также подчеркивает, что «основная российская законодательная система находится в процессе развития и еще не достаточно стабильна и ясна. Последние изменения законодательства заставляют думать о том, что Государство хочет отказаться от некоторых своих обязательств в области культурного наследия, и что система в области управления культурным наследием, существующая до настоящего времени, сильно централизована». Комитет обеспокоен проблемой, существующей в сфере федеральной охраны памятников, связанной с фактической ликвидацией центрального аппарата Росохранкультуры. Его приемником должна стать новая структура в рамках Минкультуры, которая до сих пор не создана.  

В резолюции также говорится о крайней озабоченности Комитета тем, что Российская Федерация не решает «проблему обеспечения общей структуры управления объектом». Прежде всего, «отсутствует унифицированная система управления памятником «ансамбль Ферапонтова монастыря» и его буферной зоной». Остроту этой проблемы усугубляет отсутствие в законодательных актах понятия «буферная зона». Законодательство перечисляет три типа охранных зон: собственно зона охраны, зона регулируемой застройки и зона охраняемого ландшафта. Отсутствует документ, который официально утвердит понятие «буферная зона» вместо этих трех перечисленных зон. План управления объектом «Ансамбль Ферапонтова монастыря», представленный Комитету всемирного наследия 1 февраля 2011 года, предлагает отождествить буферную зону памятника с регламентированной зоной охраны по федеральному законодательству. Комитет всемирного наследия констатирует, что «существует широкий круг участников в процессе управления памятником и его буферной зоной, но отсутствует унифицированная система управления памятником», то есть, Министерство культуры имеет абсолютное преимущественное право по сохранению памятника, но не его буферной зоны. Буферная зона управляется главным образом Администрацией Вологодской области. Со своей стороны, музеи являются неофициальными организациями в выполнении функций по защите памятника и его буферной зоны.

Миссия изучила конкретный пример, который иллюстрирует реальные последствия отсутствия согласованности в буферной зоне памятника. Администрация Вологодской области приняла Генеральный план благоустройства территории и благоустройства села (в будущем Генеральный план) и охранные зоны с режимом их использования, которые были одобрены в Росохранкультуре[1]. Этот план предусматривает строительство чайной в два этажа в ключевом месте буферной зоны, рядом с памятником, на месте древней чайной, которая больше не существует. Вокруг территории чайной предусмотрена благоустроенная общественная зона поблизости с рекой. Эта территория была передана Администрацией Кирилловского района под строительство гостиницы (вместо чайной), который занял площадь намного больше предусмотренной изначально и который значительно сократил общественную зону рядом с рекой. Миссия отмечает, что «размеры и высота гостиницы, возвышающейся на ключевом месте буферной зоны вблизи памятника, находятся в противоречии с памятником, окружающим пейзажем и размерами окружающих домов». Это отсутствие контроля над строительством в буферной зоне и над отступлением от Генерального плана и его режима было констатировано также по поводу других новых конструкций, находящихся в буферной зоне. Оно свидетельствует о недостаточной координации и контроле в системе управления, откуда возникают некоторые риски для ансамбля. В связи с эти Комитет рекомендует «улучшить систему контроля за строительством в буферной зоне на базе разработанных норм и правил, планов и инструментов управления».  

Что касается границ памятника и его буферной зоны, а также режимов их использования, то миссия рассматривает положительным: существование системы охраняемых территорий вокруг памятника; существование регламентированного режима использования территории. Миссия отмечает, что эти территории включены в Генеральный план и, следовательно, они составляют неотъемлемую часть регламентированной охранной территории. Эксперты ЮНЕСКО отметили также, что Генеральный план предлагает новые границы ансамбля Ферапонтова монастыря и системы зон охраны вокруг памятника, установленные федеральным законодательством, а также констатировали, что «регламентированный режим в охранных зонах слишком общий и не в состоянии обеспечить эффективную защиту памятника. Например, нигде не отмечено, какой должна быть максимальная допустимая высота построек на территории вокруг памятника: данный факт имеет негативный эффект на современное состояние буферной зоны».

Проанализировав ситуацию, миссия рекомендовала, чтобы Государство-участник «запланировало направление официального запроса на возможное изменение границ памятника и его буферной зоны, чтобы обеспечить эффективное сохранение памятника, а в настоящее время придерживаться имеющихся границ для управления памятником. Государство-участник должно также разработать и принять нормы сохранения в буферной зоне памятника, включая совокупность норм и правил по застройке и использованию земли, усилить систему контроля развития в этой зоне, правила могли бы уточнить параметры общественных и жилых построек, а также хозяйственных пристроек (бань, гаражей, сараев и других)».  

Что касается состояния сохранности объекта всемирного наследия, эксперты ЮНЕСКО во время миссии познакомились с состоянием памятников Ферапонтова монастыря, и выразили удовлетворение выполненными реставрационными и консервационными работами, проведенными на объекте в период с 2000 по 2010 годы. В отчете миссии 2011 года говорится, что «на данный момент миссия установила высокий уровень подлинности и целостности архитектуры и настенной живописи памятника. За десятилетний период, с тех пор как памятник внесен в Список, была реализована целая серия мероприятий. Отсутствие предварительных уведомлений Комитета всемирного наследия о реализации мероприятий, отсутствие достаточной информации на эту тему в Отчете 2010 года дают повод Комитету для беспокойства сохранят ли данные мероприятия исключительную всемирную ценность, целостность и подлинность памятника. Вот почему одна из главных задач миссии, определенная в условиях договора, заключалась в установлении:

                        Каков характер работ по сохранению памятника, проведенных за последние 10 лет и угрожают ли данные работы целостности и подлинности памятника?

                        Каковы намерения будущих мероприятий по сохранению памятника в плане проектов, программ и т.д.?».

Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО отмечает, что «получена достаточная информация по этим вопросам, представленная в Музее фресок Дионисия: методология обработки поверхности стен, итоги консервации по годам, отчеты о состоянии температурно-влажностного режима, список работ, проведенных на памятнике с 2000 по 2010 годы (на русском) с графическими иллюстрациями, где отмечены места реставрации». Миссия обзорно рассмотрела работы на различных составляющих памятника. Это позволило миссии установить, что «выполненные работы по сохранению представляют последовательную реализацию всех запланированных мероприятий Концепции 2000 года».

Миссия подчеркивает «профессионализм работ по консервации настенной живописи собора Рождества Богородицы. Живопись была укреплена и расчищена по особой технологии, принятой в 1986 – 1988 годах и примененной в первый раз именно здесь. По этой методике укреплены отдельные участки живописи вместо всей поверхности фрески. Это доказывает абсолютную подлинность живописи». Миссия установила, что вмешательства в памятник «конкретные и сдержанные, все они были сделаны для его сохранения, сохранена его подлинность и целостность. Подлинность – это важное качество данного памятника, которое его отличает от других примеров памятников всемирного культурного наследия в России, где свободно прибегают к реконструкции и необоснованным гипотезам».

Тем не менее, в решении 35COM 7B.106 Комитет выразил серьезную озабоченность в связи с «непропорциональностью в общей стратегии сохранения памятника». Комитет констатирует, что последние 10 лет работы по консервации были в основном сосредоточены в соборе Рождества Богородицы, в то время как другие объекты памятника были оставлены без внимания (особенно церковь Мартиниана, церкви Богоявления и Ферапонта). Данная ситуация вскоре изменится. В этом году завершается консервация настенной живописи собора Рождества Богородицы, продолжавшаяся 30 лет и в ближайшие годы планируется начать проектные и ремонтно-реставрационные работы на остальных памятниках ансамбля в рамках сметного финансирования из федерального бюджета и по программе «Культура России 2012 – 2016 годы».   

В решении 35-сессии Комитета и в отчете миссии отмечено отсутствие информации об источниках финансирования, предусмотренных для выполнения программ и мер по охране и управлению памятником. К сожалению, в нашей стране не существует стабильных программ финансирования реставрационных работ на памятниках ЮНЕСКО и музей не в состоянии гарантировать и прогнозировать поступление и объем финансовых средств для сохранения памятников культурного наследия в течение ближайших лет.

Беспокойство экспертов ЮНЕСКО вызвали проекты реконструкции Столовой палаты, примыкавшее к северному фасаду Трапезной и деревянных келий у западной ограды монастыря. Музей планировал их реконструкцию для приема туристов, устройство магазинов, туалетов, информационного центра и т.п. Миссия предполагает, что под эти цели можно использовать уже имеющиеся здания в буферной зоне памятника.

Миссия по контролю за состоянием сохранности памятника всемирного наследия также рассмотрела планы и документы, представленные музеем-заповедником. Среди них План управления объектом всемирного наследия «Ансамбль Ферапонтова монастыря», который будет призван обеспечить баланс между целями сохранения и консервации культурного исторического наследия и задачами функционирования и развития села в настоящем и будущем. Эксперты проанализировали данный документ и высказали ряд замечаний и дополнений, в частности, План «касается не только памятника Ферапонтова монастыря, он также привлекает внимание к двум другим ансамблям Кирилло-Белозерскому монастырю и Цыпинскому погосту». Действительно, План управления объектом мирового наследия Ансамбль Ферапонтова монастыря и достопримечательных мест Кириллова и Цыпино разработан в соответствии с действующим законодательством и касается территорий, прилегающих к объекту, что важно для правильного управления, сохранения и использования памятников культурного наследия. Комитет всемирного наследия в своем решении призывает представить более подробный анализ по основным аспектам Плана управления только памятника Юнеско Ансамбля Ферапонтова монастыря: юридической защите, границам и режимам их использования, системе управления, финансированию работ по сохранению памятника, включив в него программу по развитию туризма.

 

В решении 35 сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО отмечается, что «работы по сохранению памятника показывают значительный прогресс в отношении состояния памятника в сравнении с тем, что было в период оценки миссии в 2000 году. Консервация не нанесла ущерба подлинности и целостности ансамбля. Она была выполнена следуя хорошей стратегии». Большинство замечаний, содержащихся в отчете миссии и решении Комитета, адресованы к Государству-участнику (Российской Федерации), а не конкретно музею-заповеднику в связи с чем не находятся в его юрисдикции.

В результате Юнеско требует пересмотреть планы благоустройства села, по сохранению и управлению памятником и его буферной зоной, а также разработать стратегию устойчивого развития туризма. Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО запросил Государство-участника представить на рассмотрение 1 февраля 2013 года Отчет о состоянии сохранности ансамбля Ферапонтова монастыря и выполнение перечисленных в резолюции рекомендаций миссии, а также План управления объектом всемирного наследия с внесенными изменениями. Рассмотрение этих документов назначено на 37-й сессии Комитета всемирного наследия 2013 года.

 



[1] Генеральный план благоустройства территории и благоустройства села был разработан в 2002 году Центральными научно-реставрационными и проектными мастерскими и Головным ХППАП бюро в Вологде.