Анонсы
Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IXтыс. до н.э.) до позднего средневековья. Наиболее полно показан период средневековья, и это делает экспозицию одной из крупнейших на северо-западе России.
В обширных сводчатых палатах монастырской Поварни XVI века размещаются выставки посвященные народному прикладному искусству, ремеслам и промыслам Белозерья.
Музеефикация монашеской кельи XVII века и примыкающих к ней помещений дала возможность представить архитектурный облик и интерьер жилища рядового инока Кирилло-Белозерского монастыря

Новости

09.07.2012

Музей фресок Дионисия представляет выставку «Икона и книга», в которую вошли экспонаты из фондов Музея и предметы частных коллекций А.В. Ильина, В.М. Момота,   К. Воронина, А.В. Ренжина, А.И. Мелошенко, Ю.А. Малафеева, Д.А. Баркова, С. и У. Риццо.

Коллекция старопечатных книг в музее является самой молодой в Вологодской области. Ее возрождение началось в 1993 году. Большинство старопечатных изданий поступило в музей в качестве даров от почитателей Ферапонтова: представителей творческих профессий, государственных учреждений, банков и общественных организаций. Старейшие музейные экземпляры датируются серединой и второй половиной XVI века. На выставке представлено уникальное широкошрифтное Евангелие, выпущенное в анонимной московской типографии до 1564 года, соответственно, до появления «первопечатного» «Апостола» Ивана Федорова. Экземпляры этого Евангелия дошли до нас в ограниченном количестве: по сводному каталогу изданий второй половины XVI века, в отечественных и зарубежных собраниях их всего 18 экземпляров. Украшением музейного собрания является московское издание Евангелия 1606 года печатника Анисима Михайлова - Радишевского (дар Н.С. Михалкова). Книга прекрасной сохранности, имеет первоначальный размер и украшена гравюрами. На обложке - Распятье с предстоящими и ангелами, по фону - серебро и басма. Выдающееся место в коллекции занимает рукописная грамота митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского (дар летчика-космонавта А.А.Леонова). Она датирована 1716 годом и написана на роскошно оформленном свитке, завернутом в предохранительный футляр из узорного зеленого шелка. Грамота дана Стефаном на строительство Лукьяновой мужской пустыни, неподалеку от Александровской слободы. До официального учреждения правительственной типографии (Печатного двора) в Москве функционировали передвижные печатные мастерские, одной из них была типография Ивана Федорова, выпустившего в российской столице свой знаменитый «Апостол» и работавшего, затем в Остроге, Заблудове и Львове. На выставке представлена Острожская Библия 1581 года.

Славянское книгопечатание возникло на почве мощного воздействия старой немецкой и итальянской печатной книги. Древнейшие славянские книги, с конца XV до середины XVI столетия печатались в Венеции, Кракове, Праге, Вильне, Цетинье и других городах. Многие характерные признаки славянских старопечатных книг восходят, в частности, к немецким прототипам, и их сопоставление – поучительный пример общности западноевропейской и восточноевропейской книгопечатной культуры. Комплектование коллекции западноевропейских изданий так же входит в задачу музея, поскольку понять историческую и художественную сущность русской книги можно только при сопоставлении с западной, оказавшей на русское печатное производство решающее влияние. Одним из таких примеров является замечательный экземпляр Библии на немецком языке в редакции Мартина Лютера (дар Архитектурной мастерской С.А.Образцова). Книга была напечатана Иоханном Штерном в Люнебурге в 1684 году. Книга украшена 146 гравюрами более раннего времени. Из частных коллекций на выставке представлены: «Житие Сергия Радонежского и учеников его Никона и Саввы Сторожевского» 1786 года (коллекция Ю.А. Малафеева), «Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия» 1773 года (коллекция А.В.Ильина) и другие.

Особого внимания заслуживают рукописи. Это Евангелие 1660 –х годов из фондов МфД, «Триодь цветная» XV и «Минея» XVII веков (коллекция А.В.Ильина), старообрядческая иллюстрированная рукопись XIX века «Страсти Христовы» (коллекция Воронина К.). Как правило, текст рукописной книги писался кириллицей, слитно, в одну непрерывную строку, буквами одного размера (прописные буквы в самом тексте не употреблялись), группы слов и словосочетаний разделялись точками, а с XV века – запятыми. Древнейшие рукописные книги написаны уставом, первым по времени возникновения кириллическим почерком. Затем, во второй половине XIV века появился полуустав - деловое письмо писцов, работающих на заказ. Полуустав отличался от устава большим количеством сокращений в тексте, применением знаков ударений - "силы"; его буквы уже имели некоторый наклон, они мельче и проще в очертании. Почти одновременно с полууставом получает распространение скоропись - тип письма, отличающийся многочисленными сокращениями и безотрывочным написанием соседних букв. Однако вплоть до XVIII века книги, особенно церковные, чаще писали полууставом.

Популярными были певческие рукописные книги – их текст сопровождался специальными знаками музыкального письма - так называемыми знаменами или крюками, придававшими шрифтовому начертанию   специфический вид. Крюковая нотация во второй половине XVII века была вытеснена нотолинейной, она сохранилась лишь в старообрядческой среде. Среди экспонатов – два подобных образца: «Ирмологий нотного пения» XVII в., (коллекция А.В.Ильина) и «Октоих на крюковых нотах» второй половины XIX в., (МФД). Книги, представленные на выставке, украшены гравюрами, заставками и инициалами (буквицами). Декоративное убранство является неотъемлемой частью текста, едино с ним и знаменует его начало и его завершение.

Экспонируемые иконы, так же неслучайны. Все они имеют большие или малые текстовые вставки. Это «Св. Нифонт и Великомученица Варвара» XVIII в., «Евангелист Марк» XVII в., (коллекция   В. М. Момота),    «Воскрешение Господа нашего Иисуса Христа. Сошествие во Ад» XVII в. (коллекция А.В.Ильина), а так же  минейные иконы XVIII в.,  «Богородица во скорбях и печалях утешение» XIXв., (МФД) и другие.    В основе содержания и композиции иконы всегда лежит богослужебный текст. Это, прежде всего текст Священного Писания. Например, Страшный Суд - Откровение Иоанна Богослова. Вербальным источником иконы может стать апокриф (Рождество Пресвятой Богородицы). Слово из Жития святого переходит в надписи клейм житийных икон. В использовании акафиста, как основы для появления образа, возникают еще более сложные взаимоотношения иконы и слова. Следует вспомнить и такой словесный источник иконы, как толковый иконописный подлинник, который существует наряду с лицевым. В нем кратко описывается, как надо писать тот или иной праздник, того или иного святого.  

От древнего и христианского Востока русская икона органически впитала такую особенность культуры, как изобразительность надписи. В то же время, надпись, как и изображение, имела знаковый смысл.    По значительности содержания и образа, надпись оставалась равной древнему иератическому, то есть священному письму. Так, теонимограмма Христа (IC ХС) или буквы А (альфа) и О (омега), буква С, выражавшая понятие "Спаситель", свободно заменяли собой изображение Христа. Текст постепенно входил в икону. Первоначально это были имена Христа, Богородицы, святого, или название христианского праздника. Затем появляются тексты на открытом Евангелии Спасителя и свитках пророков. Со временем появляются житийные иконы, в клеймах которых обязательно пишется текст, поясняющий изображение. Начиная с середины XVI века, появляются иконы с усложненными аллегорическими и дидактическими сюжетами. Пояснения и комментарии к изображению пишутся сначала на полях. Позже, текст полностью заполняет поля иконы, образуя своеобразную раму. Постепенно, становясь все больше по объему, текст проникает и в средник иконы. Со временем пространство, в котором сделаны надписи, совершенно отделяется от сакрального пространства иконы, а текст обособляется от изображения. В конце XIX века с появлением печатных литографий в икону проникает и официальный текст (разрешение на печать, имя хромолитографа и так далее). На примерах экспонатов выставки можно проследить развитие традиции расположения текста в иконе на протяжении нескольких веков.  Особого внимания заслуживают минейные иконы, или менологии (МФД) - многофигурные композиции с ярусами святых и праздников в соответствии с календарным порядком — днями каждого месяца церковного года. Первоначально, введенные   в употребление   в Византии   в XI - XII веках, они стали популярными на русской почве.

В контексте идеи выставки, по - новому воспринимаются не только «парадные» надписи на иконах и книгах, но и скромные подписи «от руки» на полях последних страниц и тыльных сторонах досок, как например эта, на маленькой иконе с изображением Преподобного Севастиана Сохотского: «труды сохотских инокинь».

Ольга Силина


 

Литература:

Вздорнов Г.И. Старопечатные книги и рукописи в Музее фресок Дионисия в Ферапонтове// Новые поступления (январь – июнь 1997) М., Ферапонтово 1997

Вздорнов Г.И., Шаромазов М.Н. Старопечатные книги и рукописи в Музее фресок Дионисия в Ферапонтове// Новые поступления (январь – май 1998), М., Ферапонтово 1998

Вздрнов Г.И., Шаромазов М.Н. Старопечатные книги и рукописи из фондов Музея фресок Дионисия // Каталог выставки. Ферапонтово, 1999

 Вздорнов Г.И., Шаромазов М.Н. Старопечатные кириллические книги в Музее фресок Дионисия 1538 – 1918 // Каталог - путеводитель. М., Ферапонтово 2003

Чекаль А.Г. Шрифт в иконе и иконический текст. http://nesusvet.narod.ru/ico/books/chekal.htm