Анонсы
Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IXтыс. до н.э.) до позднего средневековья. Наиболее полно показан период средневековья, и это делает экспозицию одной из крупнейших на северо-западе России.
В обширных сводчатых палатах монастырской Поварни XVI века размещаются выставки посвященные народному прикладному искусству, ремеслам и промыслам Белозерья.
Музеефикация монашеской кельи XVII века и примыкающих к ней помещений дала возможность представить архитектурный облик и интерьер жилища рядового инока Кирилло-Белозерского монастыря

Новости

11.07.2013

Кинорежиссер, народный артист России, член Европейской академии кино (EFA) Николай Досталь снял немало известных фильмов. Некоторые из них, например, «Штрафбат», до сих пор вызывают в обществе жаркие дискуссии. Несколько лет назад на кирилловской земле (и в музее в частности) проходили съемки его фильма «Раскол» о событиях XVII века и знаменитой реформе Патриарха Никона. Теперь режиссера можно встретить в Кириллове, куда он периодически приезжает. На этот раз Николай Досталь прибыл на Вологодчину, чтобы принять участие в празднике искусств «Достояние республики», который пройдет 12-13 июля. Незадолго до мероприятия, он согласился дать интервью. В разговоре с режиссером были затронуты разные темы, начиная со сложностей выбранной им профессии и заканчивая планами на будущее.

– Николай Николаевич, перед тем, как поступить в мастерскую Георгия Данелии, Вы окончили факультет журналистики МГУ. Довелось ли работать по выбранной специальности?

– Нет, не довелось. У меня изначально была тяга к кино, наверное, это наследственное. Отец ­– режиссер, брат пошел работать помощником режиссера, когда ему исполнилось 18 лет, жили мы напротив «Мосфильма». Я хотел получить гуманитарное образование, но фактически в журналистике не работал. Окончив Высшие курсы сценаристов и режиссёров, сразу ушел в кино.

– У Вас были роли в фильмах, почему не пошли по актерской стезе?

– Это очень громко звучит – роли! В основном они носили эпизодический характер. В актеры не тянуло абсолютно, даже в мыслях не было становится актером. С моей специфической внешностью я бы играл только характерные роли. Но это был полезный опыт на будущее и хороший заработок для юноши.

– Став режиссером, вспоминали каково это – быть актером?

– Если актер в моем фильме играет только одну роль, то я в работе проигрываю все роли.

– В жизни Вы открытый, простой человек. А что скажете о себе, как о режиссере?

– Однажды у меня снимался Геннадий Хазанов, это была его первая большая роль в кино. После съемок он сказал: «Николай в работе – Сталин». В работе я очень требователен и строг, иначе добиться желаемого результата трудно. Веду себя достаточно демократично, но показываю требовательность всему съемочному коллективу. Я за демократические формы правления в обществе, но в кинопроизводстве, думаю, авторитаризм вполне уместен.

– В своих фильмах Вы часто обращаетесь к истории. Чем Вас привлекает эта тема?

– Мне кажется, что наше общество плохо знает свою историю, особенно советскую, когда было полно разных мифов. Нужно рассказывать о том, как все происходило на самом деле. Пока мы не осознаем, что было с Россией в XX веке, мы будем наступать на те же самые грабли.

Я снимал фильмы о неизвестных страницах истории нашей страны. «Штрафбат». О штрафниках в большом кино никто не говорил. Мне хотелось показать, что они тоже внесли свой вклад – и немалый – в Победу. Мне и автору сценария Эдуарду Володарскому один штрафник, сейчас его уже нет в живых, сказал: «Вы, конечно, исказили кое-что в деталях, но не соврали в главном». Про неточности мы знали. Допустим, что с 58-й статьей не брали на фронт, что командовали штрафным подразделением только кадровые офицеры и так далее. Но исключений было полно, особенно в самое напряженное время – в 194-42 годах. Как сказал Володарский: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». И это так. По уставу – одно, а в жизни, на войне – другое. К тому же это не документальный, это художественный фильм. Нам требовалось создать образ штрафников, которые отдавали свою жизнь не за Сталина, а за Родину. Эдуард Володарский изучал документы и узнал: и штрафник командовал, и с 58-й статьей брали (у кого срок подходил к концу), и священник воевал в штрафном подразделении.

Следующая картина – «Завещание Ленина» про великого русского писателя Варлама Шаламова, который всегда стоял в тени Александра Солженицына. Как литератора и как поэта я ставлю Шаламова выше. Александр Солженицын – исследователь, историк, гуманист. А Варлам Шаламов – писатель. Я знаю, что после нашего фильма его стали больше читать.

Третий фильм – «Раскол». Тот же Солженицын говорил, что если бы не было XVII века, то, может быть, не было бы и 17-го года. Да что 17-й год, эта трещина в обществе дошла и до наших дней. Сейчас само слово «раскол» стало часто употребляться. Судя по тому, что теперь происходит в нашем обществе, свою актуальность фильм еще нескоро потеряет.

– А как пришла идея снять «Раскол»?

– Вы знаете, тут интересно получилось. В фильме «Завещание Ленина» есть эпизод, когда Варлам Шаламов, вернувшись с Колымы, написал стихотворение «Аввакум Пустозерский». Я прочитал это стихотворение, в фильме звучит небольшой отрывок из него. В моей голове возникла такая цепочка: Шаламов сидел 15 лет на Колыме и выжил, Аввакум 15 лет провел в яме и был сожжен. Именно после стихотворения Шаламова я стал читать об Аввакуме, о Никоне…К тому же от моего брата, продюсера Владимира Досталя, было встречное предложение сделать фильм.

– Долго вынашивали эту идею?

­– Да, сценарий писался Михаилом Кураевым при моем участии около двух с половиной лет.

– Знали ли Вы о существовании Кириллова до того, как начали выбирать места для съемок?

– С Кирилловом я был знаком еще с того времени, когда снимал фильм «Мелкий бес» по Федору Сологубу, правда, снимал только в Вологде. Это была середина 90-х годов. Я бывал в Кириллове и Ферапонтове на экскурсии. А когда приступил к съемкам «Раскола», то приезжал уже прицельно смотреть эти места. К тому же Никон находился в ссылке в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях.

– После съемок «Раскола» Вы неоднократно посещали Кириллов. Чем он Вам понравился?

– Кириллов – исконно русский город с намоленной землей, с красотами природы. Здесь есть покой, умиротворение и тишина. А столичному жителю, коим я являюсь, этого так не хватает.

– Почему Вы чаще снимаете сериалы, а не кинофильмы?

– Не все, кстати, понимают, что такое сериал. Сериал можно снимать бесконечно (например, «Каменская-7», «Каменская-8»). Я снимаю многосерийные телевизионные художественные фильмы с законченным сюжетом. Я, естественно, хочу снимать и снимаю кино. Но на кино сложнее найти денег. Почему? В прокате оно почти не окупается, нет ему места среди многочисленных американских фильмов. С телевизионными фильмами проще – канал дает деньги на съемки, так как знает, что во время первых показов затраты окупятся за счет рекламы.

– Традиционный вопрос: каковы Ваши творческие планы?

– После «Раскола» я ничего не снимаю полтора года, потому что очень хочу снять фильм по сценарию Юрия Арабова. Юрий написал его по моим пожеланиям, и я стал заложником этого сценария. Отказываюсь от всех других проектов, которые мне предлагает телевидение. Рабочее название будущего фильма – «Монах и бес» – это трагикомическая история. Главными героями являются Иван Семенович, большую часть жизни скитающийся по монастырям и выполняющий там любую грязную работу, и бес в человеческом облике по имени Легион.

Это картина о вечном противостоянии добра и зла и с необычным финалом. Увы, на ее съемки сейчас не хватает денег. Государство дало только меньшую часть, остальное должны набрать продюсеры. И вот уже год, как они не могут собрать нужную сумму. Было бы хорошо, если бы нашелся человек, согласный инвестировать недостающие средства в этот проект. Кстати, есть наметки, что снимать этот фильм я буду в Кириллове и Ферапонтове.

– Николай Николаевич, последний вопрос. В чем заключается, по Вашему мнению, предназначение фильмов? Зачем они нужны?

– Кино не может изменить нашу жизнь, но оно может изменить отношение человека к жизни.

Беседовала Ирина Клюшенкова.