Успенский собор с папертями | 1497 г., кон. XVI в., 1791 г.

Успенский собор является выдающимся памятником художественной культуры древней Руси, вернее целым комплексом памятников, сложившимся в течение веков. В истории архитектуры Успенский собор занимает видное место, входя вместе с соборами Спасо-Каменного и Ферапонтова монастырей в группу первых каменных построек Белозерского края, положивших начало монументальному строительству на русском Севере. Успенский собор был построен артелью ростовских мастеров и есть достаточные основания считать, что и два его предшественника также создавались ростовскими зодчими. Учитывая, что в самих ростовских землях сохранился лишь один архитектурный памятник ХV в. (да и тот претерпел "реставрацию" ХIX в.), то Успенский собор становится важнейшим звеном для реконструкции ростовской школы зодчества, которая в известной мере отражала черты Москов­ского княжества. Последнее очень существенно, так как в зодчестве Москвы после длительного перерыва в строительстве с 1470 гг. на­чинаются новые процессы, вызванные в немалой степени воздействием работ итальянских мастеров, которое, по-видимому, фактически не коснулось ростовских артелей, строивших в конце ХV в. на Белоозере. В сравнении с предшествующими ему соборами Ферапонтова и Спасо-Каменного монастыря Успенский собор наделен целым рядом своеоб­разных черт, проявляющихся в масштабе, пропорциях, объемно-про­странственной композиции и деталях. Большинство из них остались индивидуально-присущими Успенскому собору, другие оказали некото­рое воздействие на последующие памятники кирилловского зодчества. С момента построения Успенский собор стал символом духовной жиз­ни монастыря и неизменным центром его менявшегося архитектурного ансамбля. Последнее качество сохранилось за Успенским собором и его комплексом по сей день. За века существования Кирилло-Белозерского монастыря Успенский собор превратился в настоящую сокровищницу древнерусского искусства: памятников станковой и монументальной иконописи XV-XVII вв. и произведений декоративно--прикладного искусства. Здесь прежде всего следует назвать уни­кальный комплекс икон из иконостаса Успенского собора и цикл монументальных росписей, украшающих интерьер собора и северной паперти, первый из которых помимо высокого художественного ка­чества отличается редкостной сохранностью первоначального ан­самбля.

      Северная и западная паперти Успенского собора в полной мере и в достаточной степени являются не только своеобразными произведениями искусства своих эпох, но и ценными в историко-художественном отношении “ напластованиями”, наглядно свидетельствующими о многообразии архитектурных решений. После реставрационных работ Успенского собора и его паперти, единственный в своем роде интерьер памятника предстанет обновленным и, в тоже время, сохранившим все, сколько либо значительные элементы комплексного памятника-музея.

информация по реставрации

Из дореволюционных исследований, касающихся восстановления древнего облика Успенского собора, выделяется фундаментальный труд Николая Константиновича Никольского «Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в.». Он даже предложил проект реставрации плана Успенского собора с приделами и папертями, составленный, видимо, на самое начало ХVП в. После 1917 г. начались реставрационные работы в более или менее современном понимании термина. В 1919 г. в монастыре работала Всероссийская комиссия, которая выявила и законсер­вировала 75 наиболее ценных икон. Была расчищена храмовая икона "Успение" (реставраторы П.Юкин, В.Горохов). В 1924 г. был организован местный музей, решение о создании которого, было принято в 1919 г. В 1920-1930 гг. над исследованием и реставрацией памятников Кириллова монастыря плодотворно работал арх. В.В.Да­нилов. В 1958 г. под его надзором был разобран простенок ХVШ в., разделявший пространство северной паперти на два компартимента. В результате были вновь открыты фрагменты стенописи ХVII в., находившиеся под поздней кладкой. С 1953 г. и до настоящего времени изучением и реставрацией памятников Кириллова монастыря занимаются архитекторы-реставраторы ЦНРПМ (бНРМ, ВПНРК). Ведущая роль здесь принадлежала архитектору С.С.Подъяпольскому, многочисленные и кропотливые исследовательские работы по восстановлению первоначального облика памятников Кирилло-Белозерского монастыря которого, по существу равнозначны открытиям. По Успенскому собору и некоторым составляющим его комплекс частям в 1963г. им был раз­работан "Эскизный проект реставрации", который включает в себя предложения по северной и западной папертям. В этом же проекте была достаточно подробно разработана и графическая ре­конструкция первоначального вида Успенского собора и северной паперти, потребовавшая в дальнейшем лишь незначительной кор­рекции. Более существенную эволюцию совершили взгляды рестав­ратора на общую направленность восстановительных работ, если сравнить положения упомянутого "Эскизного проекта" с соответст­вующим разделом "Эскизного проекта реставрации и приспособлении архитектурного комплекса Кирилло-Белозерского монастыря" 1975г., в соавторстве с Н.В. Каменевым. Если, например, в более раннем проект автор прилагает восстановить шлемовидную главу собора, покрытие собора по кокошникам, первоначальное покрытие апсид и т.п., то в более позднем проекте эти предложения не фигурируют. Авторы считают наиболее целесообразной со многих точек зрения «ограниченную», фрагментарную реставрацию собора, “с ликвидацией наиболее грубых позднейших наслоений” “с максимальным выявлением художественных особенностей интерьера при сохранении позднейших пристроек, главы XVIII в. и прямоскатной кровли”. С I957 г. производство ремонтно-реставрационных работ в Кирилло-Белозерском монастыре вела Вологодская СНРПМ, которая с 1971г. вошла в объединение "Росреставрация". За это время по Успенскому собору и папертям были проведены следующие основные ремонтно-реставрационные работы:

1) осуществлена частичная вертикальная планировка у собора;

2) восстановлена древняя форма городчатого завершения окон барабана, и “плечики” их проемов;

3) восстановлено окно в формах ХVII в. на западном прясле южного фасада собора;

4) настлан деревянный пол в северной паперти;

5) отреставрирован крест главы собора;

6) по самой главе были проведены консервационные работы;

7) заменено медными листами прежнее покрытие железом кровель чет­верика, алтаря, северной и частично западной паперти;

8) проведена побелка фасадов собора и северной паперти;

9) заложен позднейший проем из жертвенника собора в придел Владимира, на месте которого восстановлена древняя ниша.

    С конца 1960-х гг. работы по иссле­дованию и реставрации иконостаса и памятников древней иконописи, происходящих из Успенского собора, ведела группа специалистов ВНИИР, во главе с О.В.Лелековой. С 1970 г. раскрытие стенописи Успенского собора и связан­ный с этим комплекс реставрационных мероприятий систематически проводила бригада художников-реставраторов объединения “Росреставрация", которую возглавлял И.П.Ярославцев. К 1981г. полно­стью реставрирована стенопись главы и барабана собора

    Реставрационные работы на памятнике продолжаются, в связи с чем многочисленные предметы декоративно­го убранства интерьера (киоты, светильники и т.д.) вынесены из памятника на хранение в запасники музея.

оставить комментарий