Клуб-студия миниатюры «Кукольный дом»

Интерес к искусству художественной куклы необыкновенно велик как среди взрослых, так и среди детей. И сегодня в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике прикоснуться к этому изящнейшему виду искусства может каждый.

Работа с глиной благотворно влияет на психику, способствует формированию качеств, которые необходимы человеку любой профессии: пространственное мышление, зрительная память, навыки анализа и синтеза, мелкая моторика рук. Первый принцип педагогической деятельности в рамках проекта состоит в том, чтобы уделять одинаковое внимание всему, что входит в целостную систему развития творческих способностей: развитию восприятия и воображения, деятельности репродуктивной и продуктивной, зрительно-моторной координации и пространственным отношениям, способности работать по памяти и представлению. Вторым принципом является объяснение и практический показ приемов работы. Без знания технологических особенностей ремесла нельзя ожидать от обучающихся хороших результатов. Третий принцип – использование каждого конкретного задания для формирования общих навыков. Педагог помогает воспитанникам приобрести навыки двух порядков: умение видеть и умение воплотить, «поставить глаз» и «поставить руку» (недаром в среде керамистов, о хорошем мастере говорят «у него ум в пальцах».

Еще одной особенностью «кукольного дела» является его тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Взрослые «балуются» дома. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

Специфику работы на каждом этапе определяет материал – будь то глина, кожа, текстиль или дерево. Система занятий носит блоковый характер. Каждый блок объединен требованиями используемого материала. Последовательность занятий основывается на непрерывном и комплексном изучении каждого отдельного сюжетного образа. Деятельность обучающихся включает как репродуктивный (работа по образцам), так и продуктивный творческий (работа по замыслу и представлению) составляющие.

Работа в «кукольном доме» предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения. При организации образовательного процесса педагог использует личностно–ориентированный подход. Педагог помогает обучающимся реализовывать их творческие замыслы, осуществляя: объяснение законов формообразования, цветоведения и т.д.; объяснение, показ, демонстрацию приемов работы; ненавязчивую коррекцию и помощь в изготовлении изделия; изготовление и использование наглядных пособий (схемы, таблицы, образцы изделий); ознакомление обучающихся с лучшими образцами отечественного и зарубежного кукольного искусства.

Результатом интеграции в деятельности клуба-студии «Кукольный дом» является создание уникальной авторской куклы-персонажа, куклы-марионетки, шарнирной куклы и т.д. Процесс обучения состоит из занятий по отдельным предметам (скульптура, живопись, цветоведение, художественная обработка глины, кожи, текстиля и т.д.), которые, являясь самостоятельными темами, подчинены общей цели и ведут к одному увлекательному результату – «оживление образа» куклы.

Доступность исходного материала – натуральной красной глины – позволяет избежать приобретения дорогостоящих пластиков и гарантирует долговечность готовых изделий. Непревзойденные практические качества и художественные достоинства керамики сделали ее необходимой людям.

Мобильность демонстрационного материала дает возможность проведения выездных мероприятий в близлежащих населенных пунктах.

Логическим продолжением работы по созданию куклы является внедрение ее в активную жизнь музея. Разработка театрализованных лекций с участием кукол-марионеток, а также изготовление миниатюрных предметов быта и ремесленных приспособлений в масштабе 1:5 позволили куклам приобрести новую «профессию» - учителя и экскурсовода. Именно куклы-марионетки стали основными ведущими лекций «Детские забавы» (о русской рукотворной игрушке), «История гончарного круга», «Русская глиняная посуда», «Глиняное чудо» (о русской глиняной игрушке). Как известно, эмоционально окрашенная информация усваивается легко и без усилий. Феномен куклы и маленьких предметов кукольного быта как раз в том и состоит, что любую информацию она делает яркой и запоминающейся. Короткие кукольные представления-сказки проводятся на мастер-классах: они предшествуют непосредственно лепке из глины и создают волшебную творческую атмосферу при работе с детской аудиторией.

Основной целью работы в рамках проекта «Кукольный дом» является реализация творческого потенциала детей и взрослых на занятиях художественной керамикой в условиях культурно-образовательной среды Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Народный мастер России, сотрудник музея М.Васильева

оставить комментарий