Ростовская финифть

Ростовская финифть – это местный художественный промысел. Представляет собой живопись по эмали, которая появилась в России в конце XVII века, а в Ростове - с 60-х гг. XVIII столетия.

Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» обладает самой значительной в стране коллекцией ростовской финифти. Во многом это связано с тем, что музей, расположенный в центре бытования промысла, имел исключительную возможность для собирания местных живописных эмалей.

Основное место на выставке занимают изделия промысла - произведения второй половины XIX в. Они созданы мастерами, чьи имена остались неизвестными, так как ставить авторскую подпись на иконописном изображении было не принято. Среди произведений ХVIII-ХIХ вв. выделены наиболее типичные ансамбли миниатюр: для оклада Евангелия, напрестольного креста, потира, царских врат, а так же икона аналойная и паломническая, многочастная. Наряду с ранней ростовской финифтью представлены московские эмали, изображения святых различной иконографии. Изделия XX века – это преимущественно произведения авторские, отражающие так же и основные этапы развития ростовской финифти в этот период.

Ростовский иконописный эмальерный промысел сформировался на производстве паломнической иконы, но большое место также занимало создание больших и более дорогих многочастных икон. Оно шло по нескольким направлениям. Либо, несколько икон писали на одной пластине, как представленные на выставке лицевая минея на декабрь и икона свт. Николая с житием. В другом случае, на металлической или деревянной основе крепились отдельные миниатюры, смонтированные в определенный комплекс. Как правило, это были иконы Воскресения Христова с праздниками, две из них можно увидеть в зале. Достаточно редкими за пределами Ростова являются клейма царских врат, выполненные в технике живописи по эмали. С одним из таких комплексов, так же можно познакомиться на выставке.

В конце XIX - начале XX вв. ростовская финифть, как и другие иконописные центры, пыталась выйти из кризиса, обусловленного появлением икон, выполненных машинным способом. На выставке этот период представлен миниатюрами рубежа веков, иконами: «Благовещение», работы И. Синицина, «Богоматерь с младенцем», «Богоматерь». Очевидно обращение к различным традициям от западноевропейских до современных отечественных художников, от Гвидо Рении до Виктора Васнецова.

В 1898 г. в Ростове был открыт Ремесленный класс рисования, иконописи, резьбы и позолоты по дереву, в котором обучали живописи на эмали, в 1911 г. - Учебно-показательная школа живописи по финифти, прекратившая свое существование в 1931 году. С 1913 по 1917 гг. художественное руководство школой осуществлял известный художник С.В. Чехонин. Очень интересны, как поиски своего нового изобразительного языка, ученические произведения, выполненные под его руководством. Работа С. Чехонина в ростовской финифти способствовала изменению основного направления развития ростовской финифти - появлению декоративных росписей, разработке светских жанров. В начале XX в. ростовская финифть осваивает новое пространство - бытовой предмет, и, согласно установок модерна, эстетизирует его. На выставке можно увидеть один из таких предметов - нож для бумаги с росписью того времени.

В 1960 г. была образована фабрика "Ростовская финифть". Один из направлений ее работы - поиск забытых традиций, стилистика древнерусского искусства с его изысканной линеарностью, локальностью цвета, декоративностью силуэта. В этом направлении работали Н.А. Куландин, А.В. Тихов и др. мастера. На выставке этот период иллюстрируют произведения А.В. Тихова: брошь «Гармонист», панно «Березка» и «Масленица». И этот путь не прошел бесследно. Для А.В. Тихова найденная лиричность образов стала лейтмотивом всего последующего творчества и проявилась в создании лирического пейзажа. А.Г. Алексеев и Н.А Куландин впоследствии первыми обратились к традициям именно ростовской финифти.

В 1970-е гг. ознаменовались приходом в производство нового поколения мастеров - выпускников художественных учебных заведений, они создали новое лицо ростовской финифти. Последующее тридцатилетие в ростовской финифти можно отметить, как ренессанс цветочной темы, который привел к созданию своего ювелирного бренда, ставшего в один ряд с традиционными изделиями других народных промыслов. Речь идет о женских ювелирных украшениях: гарнитурах, серьгах, кольцах, кулонах, браслетах. На этом пути можно отметить многих, но особо представленных здесь: И.И. Солдатова, Е.С. Котову, Т.С. Михайленко, Н.В. Серову, Л.Д. Самонову, В.Д. Кочкина. Их произведения не случайно стали самой популярной ростовской финифтью. Дело не только в функциональности, но в обретенной цельности росписи, материала и формы. Цветочные композиции царствовали в ростовской финифти того времени. И сегодня они поражают не пышностью форм, как в довоенные годы, а изысканностью, полутонами, легкостью и воздушностью. Выразительность этих произведений построена на разных декоративных качествах эмали. Одни мастера в поисках тонкости цветовых сочетаний балансируют на грани гризайли. Другие, включают яркие акценты, подчеркивающей звучность эмалевой росписи.

Самым традиционным жанром для ростовской финифти является портрет. Именно в изображении человека, а прежде - святого, художник мог проявить свое мастерство. На выставке представлены портреты разных лет, изображенные на них люди узнаваемы, в них, как ни в чем другом отразилось время. Это своеобразные «приоритеты» времени: вожди, герои, поэты, ученые, исторические личности. Они выполнены по-разному. «Ленин на прогулке» А.А. Назарова, как воспоминание о миниатюрном мастерстве прошлого. Портрет К.И. Ворошилова работы неизвестного художника исполнен мазком, как цветочные композиции 1920-30-х гг. Аскетичны в выразительных средствах гризайлевые портреты К.Э. Циолковского работы Н.М. Хрыкова и Н.А. Булганина, выполненный А.М. Кокиным.

Сегодня ростовская финифть последней трети XX в. воспринимается, как своеобразная «классика жанра». На выставке представлены авторские произведения мастеров, составившие в свое время славу и лицо промысла. В наши дни ростовская финифть это не только живопись по эмали, это произведения, выполненные в различных техниках - эмали по скани, литью, горячим способом. Мастерам подвластны все техники и технологии, в которых работали прославленные фирмы эпохи расцвета русской художественной эмали.

оставить комментарий