Когда вдохнешь живую душу в глину…

Ты послушна и льстива,

Упрямая глина,

Ты постарше меня,

Потому и мудра.

О, премудрая глина,

Ты стара как былина,

Превращаешься в чудо

В руках гончара.

М. Леонов

ХОЛЩАГИН Владимир Васильевич – художник декоративно-прикладного и народного искусства.

Член союза художников России с 2006.

Народный мастер России с 2001.

Участник областных, межрегиональных, всероссийских художественных выставок с 1994 – «Гончары России», «Гончарный круг», «Современное народное искусство России», а также международных фестивалей гончаров в городе Скопине Рязанской области.

Персональные выставки произведений: Вологда (2001, 2011, 2012), Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 2015.

Произведения художника находятся в коллекциях ВОКГ, ВГИАХМЗ, ЧерМО, КБИАХМЗ, ОНМЦКиНИ, ГРДНТ, в частных собраниях в России и за рубежом.

В Казённой палате ХVI века на территории Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника открылась персональная выставка народного мастера России Холщагина Владимира Васильевича. Керамикой он занимается почти тридцать лет. Гончарному делу начинал учиться в керамической мастерской в Омске у известного в стране мастера Владимира Валентиновича Пекарина, у которого и получил хорошие базовые знания. В Вологде началось дальнейшее становлению мастера в творческом общении с искусствоведом Еленой Ильиной, с художниками-керамистами Татьяной Чистяковой, Татьяной Горбатовой, череповецкими мастерами Сергеем Лопатенко и Сергеем Феньвеши.

Первую мастерскую он получил на территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника в 2000-2005 годах. В ней побывал Владимир Владимирович Путин, посетивший музей в 2000 году.

«Традиционная русская керамика – это моя ниша. Сейчас немало людей, которым становятся дороги и нужны предметы именно русского народного интерьера. Чаще всего в своей работе я использую гончарный круг, иногда для авторских изделий пользуюсь «пластовой» техникой, кольцевым налепом, применяю различные обвары (один из древнейших способов обработки керамики), глазурование», – говорит Владимир Васильевич.

Опираясь на народные традиции, он ищет собственный путь в керамике, создаёт авторские оригинальные произведения. Их практические свойства неразрывно связаны с декоративными – формой, цветом, орнаментальными (сграффито) дополнениями. Это превращает обыденные вещи в подлинные произведения искусства. На выставке представлено 62 работы, выполненные в 1992-2015 годах, которые дают яркое представление о разнообразной гончарной посуде, с типичными чертами и характерными формами, определяющими её народные истоки. Общий декоративный строй русской народной гончарной посуды не отличался стремлением к яркой декоративности, но в ней всегда было тонкое соотнесение декора с материалом. В его кринках, латках, корчагах, кувшинах этот тонкий баланс соблюдён. Сосуды классической формы с мягко обтекаемым округлым туловом - все на устойчивых плоских донцах. Такая форма сформировалась под влиянием особенностей русской печи. Черепок у них мелкозернистый, плотный. Это означает, что глина хорошо подготовлена. Кроме местных глин, мастер пользуется привозной из Гаврилов-Яма Ярославской области.

В последние годы активными потребителями гончарных и керамических изделий стали горожане. Именно фактор городского интереса стал определяющим в судьбе художественной керамики, её культурно-художественной значимости.

На выставке представлены авторские напольные вазы, декоративные тарелки, расписанные глазурями с изображением стилизованных птичек, небольшие скульптуры, изображающие людей и животных. Все легко узнаваемы, все со своим характером.

В его работах есть чувство хорошей формы, от многих других керамистов он отличается культурой видения предмета. Сохраняя его утилитарность, подчас, скупыми средствами подчёркивает художественные достоинства вещи и делает это очень интеллигентно.

Про Владимира Васильевича можно сказать, что он мастер, влюблённый в глину, в стихию огня, в гончарный круг, который вращается на земле уже четыре тысячелетия. В каждое произведение он вкладывает частицу своей любви и души, подобно тому, как Бог, создавая человека из куска глины, вдохнул в неё бессмертную душу. И можно надеяться, что пока есть глина в руках гончара, мир будет наполняться радостью и гармонией.

Список принятых сокращений:

ВОКГ – Вологодская областная картинная галерея

ВГИАХМЗ – Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

КБИАХМЗ – Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

ЧерМО – Череповецкое музейное объединение

ОНМЦКиПК – Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации

ВМДПиНИ – Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

ГРДНТ – Государственный Российский дом народного творчества

оставить комментарий