Около 1497 года
Дерево, темпера. 192 х 134
Реставрирована в 1971 — 1975 годах во ВНИИР О.В. Лелековой, Г.З. Быковой и Ю.С. Финогеновой

Иисус Христос изображен восседающим на престоле, в окружении двуцветной славы в виде нало­женных друг на друга двух ромбов и овала. Его правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой Он держит раскрытое Евангелие с текстом: «НЕ СУДИТЕ / /НА ЛИЦА С//ЫНОВЕ ЧЕ //ЛОВЕЧЕСТИ, НО ПРАВЕД // НЫЙ СУДЪ // СУДИТЕ ЕЮ / / ЖЕ МЕРОЮ». Окружают Спасителя высшие ангельские чины: шестикрылые серафимы и херувимы, а под Его ногами — престолы в виде колес с очами и крыльями. В киноварных углах внешнего четырехугольника изображены четыре апокалиптических существа — ангел, орел, лев и телец.

Подобная иконография сложилась в русском искусстве на рубеже XIV—XV веков. В основе ее лежат видения пророков Исайи (VI, 1—3), Иезекииля (I,1—28; X, 1—22) и апостола Иоанна Богослова (Откр. IV, 1—11). Прототипом для кирилловской иконы, как и для других русских икон конца XV — начала XVI века, послужил, по-видимому, средник деисусного чина из иконостаса Владимирского Успенского собора 1408 года, исполненного Андреем Рублевым и Даниилом Черным. 

Икона украшена серебряным позолоченным басменным окладом, сделанным на вклад архиепи­скопа Досифея Ростовского около 1542 года, который с1533по1539 год (до своего поставления в епи­скопы) был игуменом Кирилло-Белозерского монастыря. На обороте иконы между шпонками над­пись в одну строку: «ЛЕТА 7050 (1542-1543) ПРИ ИГУМЕНЕ АФОНАСЕ ОБЛОЖИЛ СПАСОВ ОБРАЗ АРХИЕПСПЪ ДОСИФЕЙ РОСТОВСКОЙ».