Коллекция древнерусской живописи

Иконописное собрание Кирилло-Белозерского музея заповедника насчитывает почти полторы тысячи произведений древнерусской живописи XV- начала XX веков. Основу его составляют памятники из крупнейших монастырей Белозерья. Многие из них были созданы выдающимися мастерами Москвы, Ростова, Новгорода, Ярославля, Белозерска, Вологды. Музей обладает несколькими сохранившимися иконостасными ансамблями XV-XIX веков: Успенского собора, церквей преподобного Иоанна Лествичника, Преображения, святителя Епифания, Иоанна Предтечи, Мартиниана и др.

Началом формирования собрания иконописи принято считать 1924-й год, когда на территории бывшего Кирилло-Белозерского монастыря открылся музей. Но еще раньше, в 1918 году, экспедиция, руководимая известным исследователем древнерусской живописи Александром Ивановичем Анисимовым, начала выявлять в Кирилло-Белозерском и других окрестных монастырях наиболее ценные памятники, составляющие национальное достояние. Большая часть икон поступила в музей в период с 1924 по 1945 годы. В 1920-е годы под руководством первого директора музея Александра Александровича Холмовского сотрудники занимались составлением описей и постановкой на учет памятников из Кирилло-Белозерского, Ферапонтова монастырей, Нило-Сорской пустыни. Уже 19 декабря 1924 года была составлена "Опись историко-художественных предметов в б. Кирилло-Белозерском монастыре ". Она стала первым документом музея по учету фондов и в первые годы заменяла книги поступлений. В этой описи значительную часть составляли иконы (около 372), находившиеся тогда в монастырских храмах и в здании Архива-арсенала (Казенная палата). В 1927- м году были составлены описи предметов культа Нило-Сорской пустыни. А в 1929 году - “Опись музейного и немузейного имущества Надвратной церкви Ферапонтова монастыря”. Преемница А.А. Холмовского на посту директора - искусствовед по образованию Е.В. Дьяконова (директор музея с 1929 по 1932 годы) заложила основы научного музейного учета, в том числе она начала инвентаризацию иконного фонда. В 1930-е годы музейное собрание пополнилось иконами из Горицкого Воскресенского Девичьего монастыря, из Нило-Сорской пустыни, из приходских церквей города Кириллова, храмов Кирилловского и Вашкинского районов. Всего в довоенное время было поставлено на учет около 1200 икон, в то же время многие поступившие тогда памятники XVII-начала XX веков были признаны «не имеющими художественного значения». Одновременно предпринимались попытки вернуть иконы, вывезенные ранее на реставрацию. Так, в “Заключении по обследованию музея” от 2 октября 1929 года, которое сделал ученый специалист Главнауки Левинсон, говорилось: "ввиду вывоза ряда... показательных экспонатов в Русский музей в Ленинград, следует считать необходимым проработать вопрос о возвращении тех из них, которые необходимы для полноты... экспозиции" .

Сложный период для коллекции иконописи начался в середине 1930-х годов, тогда музей с историко-художественной направленностью был реорганизован в районный краеведческий. Соответственно изменились и принципы комплектования фондов и, как следствие, часть икон была исключена из музейных инвентарей. Так 1938–м году в музее по указанию властей были подготовлены три списка на ликвидацию. В них числилось порядка 1000 произведений. К счастью, многие памятники сохранились благодаря включению в антикварно-обменный фонд.

Распродать или уничтожить иконы помешала начавшаяся в 1941 году война, после которой большая часть ранее списанных предметов вновь вошла в фонды музея. Великая Отечественная война поставила перед сотрудниками задачу сохранения коллекции древнерусской живописи. О состоянии учета и хранения фонда в этот период можно судить по немногочисленным дошедшим до нас доку¬ментам. Известно, например, что иконы из иконостаса Успенского собора были упакованы в ящики и подготовлены к эвакуации. А в 1943-44 годах директор музея Е.А. Столярова несмотря на неприспособленность многих помещений, отсутствие средств, необходимого штата сотрудников и охраны сумела провести общую инвентаризацию: фонды разделили по видам памятников и разместили в пяти хранилищах, иконы расставили в стеллажи, а предметы, ранее подготовленные к вывозу, возвратили на прежние места.

В послевоенные десятилетия пополнение фонда иконописи продолжалось. Так в течение первых двадцати лет было взято на учет около 255 икон. Крупнейшим поступлением этого времени стал иконостас конца XVII - начала XVIII веков из деревянной церкви Ильи Пророка города Белозерска (141 икона), выполненный местными мастерами. Большим событием в истории музея стало также перенесение из села Бородавы на территорию Кирилло-Белозерского монастыря церкви Ризоположения, построенной в 1485 году Ростовским архиепископом Иоасафом (в миру князь Иван Никитич Оболенский). Причиной перемещения одного из древнейших сохранившихся деревянных памятников в нашей стране было строительство Волго-Балтийского канала, в зону затопления которого попал храм. В декабре 1957 года мастера Вологодской специальной реставрационной мастерской перевезли и собрали церковь на подготовленном фундаменте в Новом городе Кирилло-Белозерского монастыря. А годом раньше, 6 января 1956 года в музей вывезли предметы культа: церковные облачения, утварь, иконы. Вскоре 19 наиболее ценных произведений иконописи, часть из которых приписывалась мастерам круга Дионисия, отправились в Москву в Музей древнерусского Искусства им. Андрея Рублева для изучения и реставрации. Только в 1998 году некоторые иконы возвратились обратно. В 1970 - 80-е годы пополнение иконного фонда было незначительным – поступило всего около 100 произведений ХУШ - начала ХХ веков. В тоже время в этот период были осуществлены крупные реставрационные проекты, началось изучение памятников.

Последнее десятилетие XX века и начало XXI столетия проходили в музее под знаком подготовки к 600-летию Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, 500-летию стенописей великого русского иконописца Дионисия в Соборе Рождества Богородицы. Для собрания иконописи – это время широкой публикации памятников. В 1999 году в Архимандричьих кельях Кирилло-Белозерского монастыря разместилась новая постоянная экспозиция музея. Здесь в разделе “Церковное искусство” представлено несколько десятков произведений иконописи XV-XVII веков, признанных шедеврами древнерусского живописи.

Начало XXI века ознаменовалось еще двумя выдающимися событиями. В августе 2002 года в залах все тех же Архимандричьих келий открылась выставка “Художественное наследие Дионисия”, посвященная 500-летию стенописей Дионисия. На ней было представлено 108 икон из 14 музеев России, в более половины из них составляли образы из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря и Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, созданные ведущими московскими мастерами в конце XV – первой половине XVI века. А ровно через год в свет вышел альбом “Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника”, в этом издании впервые за всю историю музея так широко представлено иконописное собрание: опубликован 101 памятник XV-начала XVIII веков с научным каталогом и вступительными статьями, характеризующими коллекцию.

оставить комментарий