Около 1530 года
Дерево, темпера. 141,5 х 107
Поступила в музей в 1929 году
Реставрирована в 1964 году в ГРМ И.П. Ярославцевым

В целом икона повторяет иконографию образа из Успенского собора Кирилло-Белозерского мо­настыря (см. кат. № 37). Однако слова песнопения начертаны не в верхних углах иконы, а вписаны в славу, окружающую престол: «ИЗ НЕЯ Ж БГЪ ВОПЛОТИСЯ И // МЛАДЕНЕЦЪ БЫСТ ПРЕЖЕ // ВЕК СЫИ БГЪ НАШ ЛОЖЕ // СНА БО ТВОЯ ПРЕСТО СТВОРИ // И ТВОЕ ЖЕ ЧРЕВО ПРОСТРА // ННЕ НЕБЕСЬ СЬДЕЛЯ ДЕВИЦЕ О ТЕБЕ С ВЕРУЕ ОБРАДОВАНН // ВСЯКА [...] Ь СЛАВА // ТЕБЕ».

Предположительно, икона «О Тебе радуется» появилась в иконостасе около 1530 года вместе с «Троицей» (см. кат. № 77). Она могла быть создана московским мастером — последователем Дионисия. Об этом свидетельствует ее иконографическая близость образам из Успенских соборов Московского Кремля (около 1481 г.) и Дмитрова (первая треть XVI века, ныне — в ГТГ), вышедших из мастерской Дионисия (Успенский собор 1971. С. 33-34. Ил. 78~79; Лазарев 1983. С. 371. Ил. 126). Плавные из­гибы райских деревьев, вытянутые пропорции, сочетание нежных светло-охристых тонов с киноварью и изумрудом — это черты, напоминающие о живописи Дионисия. Они придают иконе особую изы­сканность и торжественность. В то же время, большая по сравнению с предыдущими образами плот­ность и насыщенность цветов и жесткость рисунка сближают икону «О Тебе радуется» из ферапонтовского иконостаса с памятниками московской иконописи второй четверти — середины XVI века.

По описи 1664 года икона располагалась третьей справа от Царских врат в местном ряду иконо­стаса собора Рождества Богородицы.

Литература: Дувакина 1985. С. 187-199; Кочетков 1985. С. 78, 81; Филатов 1985. С. 51; Подъяпольский 1991. С. 168; Сарабьянов 1991. С. 67-69; Художественное наследие Дионисия 2002. С. 45, 49. Кат. 21. Ил. 51; Петрова и др. 2002. С. 37. Ил. 35.