Около 1497 года
Дерево, темпера. 84 х 62
Реставрирована в 1968 году во ВНИИР О.В. Лелековой

На иконе на высоком ложе изображена Анна в красном мафории, поддерживаемая служанкой. К ней подходят три женщины с дарами. Слева внизу — сцена омовения младенца. Из окна палаты вы­глядывает отец Богоматери, Иоаким.

О Рождестве Богоматери повествует «Протоевангелие Иакова», созданное во II—III веках, авторство которого приписывается сыну Иосифа, Иакову, и другие апокрифические источники. Письменные све­дения о существовании праздника Рождества восходят к V столетию. Его древнейшие изображения из­вестны с VI века и получают широкое распространение в византийском и русском искусстве в XI—XII веках. К этому времени восходят основные элементы иконографии: Анна на ложе, женщины с дарами, сцена омовения младенца. С XIV века иконография праздника развивается: усложняются архитектурные кулисы, появляется фигура Иоакима. В качестве иконографической основы успенской иконы был, веро­ятно, использован один из византийских изводов, восходящих к раннему XIV веку. Г.В. Попов отмечает в кирилловских праздничных иконах знакомство авторов с южнославянской иконографией. Так, фигура служанки, поддерживающей Анну, довольно редко встречается в русских иконах Рождества Богоматери.

Характерной особенностью почерка мастера, создавшего эту икону, являются яркие контрастные цвета — прежде всего, киноварь и синий цвет. Ее отличают также удлиненные пропорции архитектур­ных форм и фигур, изящные линии силуэтов. Автор монографии о кирилловском иконостасе, О.В. Лелекова, приписывает икону «первому» художнику, мастеру так называемой «синей» группы праздников. Именно в его произведениях ярко ощущаются черты одного из ведущих направлений в московском искусстве конца XV — начала XVI века, которое можно назвать дионисиевским.

Литература: Варлаам 1859. С. 15; Никольский 1897. С. 118; Лелекова 1971. С. 105-106; Попов 1975. С. 61, 130; Лелекова 1977. С. 186-187; Бочаров, Выголов 1979. С. 224; Кочетков, Лелекова, Подъяпольский 1979. С. 77-78; Дионисий 1981. С. 35; Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982. С. 132; Лелекова 1988. С. 72-94,148-183, 254—256. Схема 27; Рыбин 1989; Кочетков, Лелекова, Подъяпольский 1994. С. 15—17; Возрожденные шедевры Русского Севера 1998. С. 20—21. Кат. 6; Опись 1601 года 1998. С. 241—243; Художественное наследие Дионисия 2002. С. 83-86. Кат. 51. Ил. 51; Петрова и др. 2002. С. 17-18, 31.