Богоматерь Неопалимая Купина. XVI в.

Середина — вторая половина XVI века
Дерево, темпера. 137 х 102,5
Происходит из местного ряда иконостаса
церкви преподобного Кирилла.
В 1668 году была перенесена в Успенский собор

Реставрирована в 1975 году
во ВНИИР Г.З. Быковой

О явлении Неопалимой Купины повествуется в Ветхом Завете (Исх. III). Моисей, пасший стада вблизи горы Хорив, увидел горящий, но несгорающий куст, из которого с ним разговаривал Господь, повелевший вывести израильский народ из египетского плена. Этот куст и был назван неопалимой ку­пиной. Уже первые христианские богословы воспринимали это чудо как один из прообразов Вопло­щения Христова. В богослужебной и святоотеческой литературе с неопалимой купиной сравнивалась Богоматерь, что указывало на ее Приснодевство, — до Рождества Христова, в Рождестве и после Рож­дества Богородица оставалась Девой: «Яко же купина не сгораше опаляема тако Дева родила еси».

Изображения видения Моисею неопалимой купины известны уже в раннехристианском искус­стве — пророк изображался снимающим обувь перед горящим кустом. С XII столетия иконография претерпевает изменения, которые должны были отразить ее прообразовательное значение: рядом или на фоне горящего куста помещалось изображение Богоматери с Младенцем. Новый вариант иконо­графии, составленный из традиционных иконографических элементов, появляется на Руси в XVI сто­летии (самые ранние сохранившиеся иконы этого извода относятся к третьей четверти XVI в. — Головкова 2003). Изображения Богоматери Неопалимой Купины становятся своеобразной энцикло­педией всех основных ветхозаветных пророчеств о Боговоплощении.

В центре иконы, на фоне зелено-красного восьмиугольника, состоящего из двух ромбов, представлен поясной образ Богоматери Одигитрии с Младенцем Христом на руках. В правой руке Богородицы — лест­ница. Перед ней изображены врата, гора, куст, объятый пламенем, и корень с процветшей ветвью. В верх­нем и нижнем углах зеленого ромба представлены шестикрылые серафимы, а в углах красного ромба — символы четырех евангелистов: Ангел — Матфея, Орел — Марка, Лев — Иоанна, Телец — Луки. Вокруг восьмиугольника в десяти разноцветных медальонах изображены ангелы, олицетворяющие природные стихии, — огонь, ветер, молнию, гром — и человеческие добродетели: мудрость, благочестие, разум, просве­щение, воздержание (подобное расположение ангелов в медальонах — не совсем обычная особенность кирилловской иконы — ср. кат. № 78). Надпись по сторонам зеленого ромба сохранилась фрагментарно: «ЮЖЕ ДАНЛЪ ГОРУ НАР[...]М ГРЕЗНЪ ОТТОРИ ОТ НЕЯ ЖЕЯ [...] // ЖИВЕМЪ И НЕЯ ДА[Е]Е И НОДЪШЕЮ Б0[...] ВИТИ И ПРАВЕДНЫМ ПОДАСТЪ ЧТО ТЯ НАРЕЧЕМЪ ОБРАД//ОБАЕНАЯ ИБО ВОСИЯАА ЕСИ [Е]ЕНА БЖИЕЮ [...] // ОСВЕТРИ И БЖЕСТВЕНА РАЯ ГГ[...] МОЛИТВЪ [...] ОСВЯШЕН[Е] БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА НЯ ИЗЛИВАЯ // ВЕГЗАА И ННЕ И ПРИСНО И ВЕКЪ ВЕКОВ».

Лестница в руке Богородицы напоминает о видении пророка Иакова (Быт. XXVIII, 10—15). С ней символически сопоставляется Богородица, через которую сошел на землю Спаситель и которая явля­ется для человечества Путеводительницей от земли к небу. В богослужебной и святоотеческой литера­туре Богоматерь именуется также Горой Нерукосечной, от которой отвалился камень — Иисус Хри­стос. В основе этого сравнения лежит истолкованный пророком Даниилом сон царя Навуходоносора о колоссе на глиняных ногах, который был разрушен камнем, оторвавшимся от горы (Дан. II). Заклю­ченные врата из видения пророка Иезекииля (Иез. XLIV) также являются символом Богородицы, по­скольку через нее, не нарушив ее девства, в мир вошел воплотившийся Господь. Корень с процветшей новой ветвью указывает на Иисуса Христа — «жезл от корня Иессеева», о котором говорится в про­рочестве Исайи (Ис. XI, 1 —2).

Стилистические особенности иконы позволяют отнести ее к кругу произведений московской жи­вописи середины — второй половины XVI века. Серебряный позолоченный чеканный оклад, покры­вающий фон и поля иконы, выполнен в 30—40-е годы XVII века мастерами царской Серебряной па­латы. Кроме этого убранства, судя по Описи 1601 года, образ Богородицы украшали серебряный нимб и цата с драгоценными камнями, а также жемчужная поднизь, крест-мощевик и резная икона Геор­гия Великомученика, подаренные царем.

Литература: Варлаам 1859. С. 15-16; Успенский. Л. 21-22; Аелекова 1971. С. 97-98; Лелекова 1988. С. 25, 30; Опись 1601 года 1998. С. 73, 246; Петрова 2001. С. 8; Петрова и др. 2002. С. 32. Ил. С. 33; Головкова 2003.