Около 1502 года
Дерево, темпера. 157 х 59
Поступила в музей в 1929 году
Реставрирована в 1958—1960 годах в ГРМ Н.В. Перпевым и И.К. Ярыгиной

Святитель Василий Великий на ферапонтовской иконе изображен в полный рост, в повороте вправо, слегка склонившись вперед. Одна его рука поднята перед грудью, а в другой, покрытой одеж­дами, он держит Евангелие. На святителе белая крещатая фелонь и голубовато-серый омофор. Наиболее близкой иконографической аналогией ферапонтовской иконе является образ из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Ферапонтовской образ Василия Великого по манере исполнения очень схож с образом святителя Николая — колорит высветлен, пропорции фигуры удлиненные. Возможно, что в работе над иконой принимал непосредственное участие сам Дионисий.


ИКОНОСТАС СОБОРА РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ

Большая часть икон иконостаса была создана знаменитым русским иконописцем Дионисием и его артелью в 1502 году, одновременно с росписями Рождественского собора. К этому времени отно­сятся почти все иконы из деисусного и пророческого чинов ферапонтовского иконостаса, а также две иконы из местного ряда: «Богоматерь Одигитрия» и «Воскресение — Сошествие во ад» (обе в ГРМ). Праздничный ряд, по одной из существующих версий, здесь первоначально отсутствовал, а по другой — был полностью заменен при реконструкции иконостаса в середине XVIII века (Сарабьянов 1988/1991. С. 63—73). Полностью сохранился пророческий ряд иконостаса, состоящий из семи икон, ныне хранящихся в Кирилло-Белозерском музее. Там же находятся клейма от Царских врат собора, возможно, исполненные Феодосием, сыном Дионисия (сохранилось пять из шести клейм: Богородица из «Благовещения» и образы евангелистов). Около 1530 года местный ряд иконостаса был дополнен иконами «Троица» и «О тебе радуется», а примерно через столетие, в середине XVII века, здесь появи­лись образы «Богоматерь Страстная» и «Рождество Богоматери с клеймами жития Иоакима, Анны и Богоматери». Последняя заменила собой храмовый образ, который существовал в иконостасе, воз­можно, еще со времен Дионисия.

В настоящее время иконы из иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря нахо­дятся в собраниях трех музеев страны — Кирилло-Белозерского музея, Государственной Третьяков­ской галереи и Государственного Русского музея.


ДЕИСУСНЫЙ ЧИН

Деисусный чин иконостаса собора Рождества Богородицы состоял из 17 икон, из которых сохрани­лось 16 (дошедший до нас средник чина — икона «Спас Вседержитель» — датируется XVIII или XIX ве­ком). Пять из них находятся в настоящее время в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника: «Святитель Николай Чудотворец», «Святитель Василий Великий», «Апостол Андрей Первозванный», «Даниил Столпник» и «Апостол Иоанн Богослов» (последняя икона не раскрыта из-под поздних записей).

По мнению большинства исследователей, основная часть икон деисуса была создана одновремен­но с росписями собора (1500—1502) Дионисием и его мастерской. Но существует точка зрения о бо­лее раннем происхождении икон, высказанная М.Н. Шаромазовым. Согласно его гипотезе, иконостас был устроен к освящению Рождественского собора около 1490 года (Дионисий 2002. С. 36—43).

Наиболее близок по составу ферапонтовскому чину деисусный ряд из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Как отмечают исследователи, иконография икон ферапонтовского деисуса в целом восходит к московской традиции, однако существуют некоторые параллели и в новгородском искусстве (Дионисий 2002. С. 119—120).

Все иконы деисусного чина, предположительно в середине XVI века, украсили серебряными ок­ладами. Они были утрачены, вероятно, в 1614 году в период польско-литовского нашествия.

Литература: Покрышкин, Романов 1908; Антонова, Мнева 1963. Т. I. С. 336; Кочетков, Лелекова, Подъяпольский 1979. С. 80; Дионисий 1981. С. 40; Кочетков 1985. С. 69-72; Малкин 1985. С. 93~94; Филатов 1985. С. 51-54, 65-66; Лаурина 1989. С. 85, 90; Гагман 1989. С. 75-78, 83; Подъяпольский 1991. С. 168-169,180-182. С. 184-186; Малкин 2000. С. 23-25; Малкин 2001. С. 196-201; Художественное наследие Дионисия 2002. С. 45, 52-55; Петрова и др. 2002. С. 39,42. Дионисий 2002. С. 119-123,133-136,138.