«СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА ….»

27 марта 2013 года исполнилось 100 лет со дня поэта-вологжанина, широко известного в России деятеля литературы и искусства Александра Яковлевича Яшина.

Личность и творчество А.Я. Яшина – поэта и прозаика – одна из ярких страниц в книге духовных исканий отечественной интеллигенции. Войдя в литературу стихами народной мелодики, подчиняясь духу времени, А.Я. Яшин, прорвавшись через все условности своей эпохи, стал достойным представителем и выразителем совестливых социальных дум поколения «шестидесятников».

Вологодчина – родина поэта и писателя – помнит и бережно чтит память о земляке: в Никольске работает Историко-мемориальный музей А.Я. Яшина, сохранены родительский дом в деревне Блудново Никольского района и построенный им летний дом на Бобришном Угоре. Традиционно 11 июля в Никольске проходят Дни памяти поэта. В Вологде издаются книги и документальные фильмы о жизни и творчестве А.Я. Яшина.

Название выставки «Спешите делать добрые дела …» - это своеобразная формула жизни, одновременно - и вовлечение наших современников в раздумье о мире и человеке в этом мире. То, что любил А.Я. Яшин, о чём он писал, то, чем гордился и о чём болел душой, нашло своё воплощение в выставке, главная идея которой – найти неизбежную, неразрывную связь посредством современного изобразительного искусства между творчеством нашего выдающегося земляка и всеми нами, теми для кого творил А. Яшин, теми, кто давно его любит, и теми, кто только знакомится с его наследием.

На выставке представлены как работы из фондов областной картинной галереи, так и произведения современных художников, непосредственно связанные с личностью и произведениями А. Яшина или созвучные его творчеству в событийном и духовном планах.

Особое место занимают портреты писателя. Прижизненная иконография А .Яшина невелика. К образу писателя художники чаще стали обращаться уже после смерти. Галерею его образов открывает уникальный прижизненный живописный портрет, созданный в 1966 году В.Н. Корбаковым. Яркая непосредственность восприятия облика поэта была обусловлена не только дружеской близостью художника и портретируемого, но и бесспорным талантом живописца. Самое главное- мастеру удалось найти ту необходимую меру в характеристике портретируемого, когда верно схваченные черты внешнего облика в равной степени выражают и неповторимую индивидуальность, и определённый типический образ писателя – интеллигента: перед нами один из тех русских людей, которые «покупают ценою молодости» право на творческий труд. В глубоком, задумчивом взгляде ощущается движение мысли. Колорит портрета предельно скромный, не имеет никаких нарочитых эффектов цвета. Жизненная убедительность и психологическая выразительность образа усиливается посредством тонких переходов близких по звучанию красок и мастерских лессировок, передающих трепетность ткани лица, сгущающих глубокую тень у глаз.

Образ А. Яшина – человека, писателя, представлен и в картине Ю.А. Коробова «На пожнях, А.Яшин» (1979 – 2012). Характерная для многих явлений изобразительного искусства ХХ века тенденция доминирования пейзажа в жанровой структуре, воздействие его на соседние жанры – бытовой, портрет, натюрморт – воплотилось в творчестве этого художника. Писатель представлен на фоне пейзажа, но это уже пейзаж-панорама, пейзаж-размышление о судьбах России, где прошлое, являя себя в настоящем, заставляет задуматься о будущем, возвращает к истокам. В этой работе Яшин – прежде всего мыслитель. Мудрый, проникновенный взор, плотно сомкнутые в суровой сдержанности губы, едва заметная грустная и необычайно мягкая улыбка глаз. Особое колористическое решение портрета, написанное в тонких переливах тонов, органично увязывается с фоном-пейзажем. Образ, созданный художником, подкупает своей жизненностью, законченностью в передаче главных, определяющих черт облика Яшина.

Ещё один портрет был написан В.Я. Григорьевым прямо к выставке. В нём есть мужественность и большая жизненная энергия, целеустремлённость. Это ощущается и в решительном повороте прямо поднятой головы, и во вдохновенном силуэте лица, и в открытом, пытливо устремлённом вдаль взгляде, и, наконец, в отчеканенных светотеневой моделировкой энергичных мускулах щёк, волевом подбородке, плотно сомкнутых губах.

Совсем иной образ писателя предстаёт перед нами в цветной монотипии Н.И. Мишусты «А. Яшин. Тревожные думы» (2008). Художник строит мир своих картин подобно всеобъемлющему живому организму,в котором окружающая природа, архитектура, люди словно прорастают друг в друга единой кровеносной системой. Возникает особое чувство сродства всему мирозданию, великому и малому в нём. Человек и природа для художника – нерасторжимое целое, потому-то и возникает такой классический сюжет – «портрет в пейзаже», как мы видим это в композиции «Тревожные думы». Пейзаж в работе – не фон, а эммоционально насыщенная среда.

В целом, портреты Яшина, представленные на выставке, не просто зафиксировали образ знаменитого писателя, а их авторам удалось органично передать его духовный облик, несмотря на то, что основная часть портретов была выполнена уже не с натуры.

Родина Яшина – Никольск, Бобришин Угор, Блудново – эта тема одна из главных, представленных на выставке. В рамках творческой программы столетнего юбилея поэта художники-вологжане Н.И. Мишуста, В.И. Сысоев, Б. А. Ерохов, Н.Ф. Федосов и другие побывали на его родине, где работая на пленере, подготовили богатый натурный материал. В их пейзажах запечатлены заповедные места и дом, в котором родился и рос писатель. Характерные пейзажные мотивы удивительно точно соотносятся с образным миром яшинской прозы, поскольку для каждого из художников, как и для самого писателя, Вологодчина – «родина, дороже и ближе ничего в свете нет». Душевное успокоение Александр Яковлевич находил на родине, именно здесь у него возникло желание творческого одиночества, этим и объяснялось строительство избушки на Бобришном Угоре: «в получасе шаганья от деревни Блудново…». Родные, друзья, земляки поэта, исполняя его завещание, похоронили на месте, указанном им самим, на Бобришном Угоре. Именно эти места возникаю перед нами в работах Федосова Николая Фёдорович - «Деревня Блудново. Туманное утро» (2012), «На Бобришном Угоре» (2012), «Деревня Блудново. Идут дожди» («2012, «Поле в деревне Блудново», (2012), «Окрестность деревни Блудново». (2012). Образ яшинской родины можно рассматривать как отдельную тему в творчестве Н. И. Мишусты. Легко заметить устойчивость в выборе его пейзажных мотивов. В разных вариантах и сочетаниях, от работы к работе художник поистине поклоняется блудновским далям, красотам Бобришного Угора, другим памятным местам в жизни поэта. В его пейзажах нет драматизма, резких коллизий, столкновений – лишь умиротворённость, порой тихая грусть. Живопись лёгкая, порой прозрачная, в ней всегда находится место небу, даже если это изображается лес, оттого она наполнена светом. Получается поразительны эффект – ощущение от его монотипий почти то же, что и ощущение от созерцания живой природы.

Задушевные, сердечные, очень тонкие по чувству пейзажи создал на родине поэта В.И. Сысоев. Они отличаются удивительной верностью передачи жизни природы. Огромная этюдная работа, наблюдения – много труда и чувства вложено художником в каждую картину.

Б.А.Ерохов – художник, который опираясь на опыт и традиции русской реалистической школы, вырабатывает свой стиль, соответствующий именно его личности, его видению мира. Претворённый в воображении и воспоминаниях образ Бобришного Угора – тот кусочек мира, который художнику особенно дорог. В его пейзажах есть та завораживающая прелесть созерцания земной красоты, которая заставляет задуматься о многом, и, прежде всего, о вечности и мгновенности человеческого бытия, о радости жизни и печали увядания.

Выставка «Спешите делать добрые дела…», посвящённая 100- летию со дня рождения А.Я. Яшина – это не только дань памяти нашему известному земляку, но и возможность показать всё многообразие духовно- творческого облика древней и активно развивающейся сегодня Вологодской земли. Творчество художников-вологжан является закономерным продолжением культурных традиций Русского Севера и отличается большим разнообразием и самобытностью.

Известно, что искусство – красота, она есть знак добра. Да не оскудеет эта вечная ценность в щедрых руках художников, поэтов и писателей.

оставить комментарий