«Живопись и графика Михаила Копьёва»

Михаил Васильевич Копьёв - художник востребованный. У него много благожелательных и благодарных поклонников. О нём пишут именитые исследователи-культурологи, профессиональные искусствоведы, журналисты из российской столицы, провинции и дальнего зарубежья. Одни из критиков определяют его творческий метод как «фантастический реализм», другие называют его неоромантиком и идеалистом, но все сходятся в одном: Копьёв - художник, тонко чувствующий время и заинтересованно реагирующий на его проблемы, философ, интеллектуал и эстет.

В 1986 году Заслуженный художник России Михаил Васильевич Копьёв приехал в Вологду уже сложившейся творческой личностью. Он - художник, творчество которого в полной мере раскрылось на вологодской земле в последние два десятилетия ХХ века. Он появился в Вологде в тот период, когда ощутимые перемены в обществе начали активно влиять на культурную жизнь. Копьёв оформил ряд спектаклей, в театрах города. Эти работы стали заметным явлением в искусстве сценографии в Вологде, городе с большими театральными традициями. Талант рисовальщика и широкий интеллектуальный кругозор позволяет автору обращаться как к различным литературным источникам, включая свои прозаические миниатюры, так и к натурным впечатлениям - это его анималистические зарисовки, сюжетные композиции, портреты, карикатурные рисунки. Художник владеет почти всеми видами техники рисунка: пастель, тушь, карандаш и т.д. Его графические листы отличаются образной и пластической выразительностью, острой наблюдательностью, композиционной завершённостью.

Пожалуй, ни один вологодский художник сегодня не разрабатывает в своём творчестве такой широкий спектр тем, как Михаил Васильевич. Это портрет и историческая картина, бытовой жанр, театральная тема и анималистика. Особенный интерес вызывают его работы на евангельские и библейские темы. Через образ Христа подобно своим предшественникам, великим мастерам прошлого, художник начала ХХI века утверждает непреложные идеалы общечеловеческого звучания. Темы библейской истории Копьёв, как и многие живописцы старой школы, осмысляет с позиций своего времени. Ведь размышления о судьбе всё потерявшего, но прозревшего блудного сына («Возвращение блудного сына», 1992), или о тернистом пути носителя правды и истины пророка («Путь пророка», 1996) так же актуальны сегодня, как и тысячелетия назад. В картинах, обращенных к жизни русских святых Сергия Радонежского («Благословение»), Серафима Саровского («Свет невечерний»), художник очень деликатно создает личностную окраску их образов.

В последние годы, что вполне естественно, в творчестве Михаила Копьева появились определенные изменения. Он начал избегать иронических ноток, его холсты стали динамичнее и свободнее по живописи. В этом отношении очень выразительны работы 2006-2008 годов из цикла о жизни Христа.

«Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто получается лучше, чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он рассчитывал. Это и есть тот момент, когда будущее языка вмешивается в его настоящее». Эти размышления поэта Иосифа Бродского как нельзя более точно подходят и к разгадке творческого метода Михаила Копьёва, одного из ярко индивидуальных современных художников Вологды.

оставить комментарий