Кипит душевно самовар

С тех пор, как частное коллекционирование в нашей стране легализовалось, оно приобрело заметный масштаб и стало образом жизни многих увлечённых людей. Частный коллекционер свободен в следовании личным вкусам и пристрастиям. Он оставляет в своём собрании только то, что значимо для него. Многие грамотно скомплектованные коллекции стали впоследствии основой музейных собраний. Собрать, сохранить наследие минувших эпох, не дать ему погибнуть – занятие, требующее страстной самоотдачи. Такие люди вызывают особое уважение.

В июне 2013 года в музее в Поварне открылась выставка самоваров «Шумит душевно самовар» из коллекции Виктора Николаевича Сапивуза.

«Самовар – водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровней внутри» (В.И. Даль. Толковый словарь русского языка). В словаре указано функциональное предназначение самовара – нагревать воду. Но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор. Будучи украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое место среди медных изделий. Очень быстро стал одним из самобытных предметов русского декоративно-прикладного искусства как русский художественный металл. Художественное оформление самоваров было способно удовлетворить всё многообразие художественно-эстетических запросов различных слоёв русского общества. Его появление в России теснейшим образом связано с теми важными реформами в экономической, политической, общественной жизни России, которые произошли в Петровскую эпоху. Этому способствовало и активное освоение в начале XVIII века рудных богатств Урала, возникновение там целого ряда металлургических предприятий, в том числе и медеплавильных. Это привело к тому, что «остродефицитная медь, почти не добывавшаяся в нашей стране, во второй половине XVIII века уже вывозилась за границу».

Традиционными центрами по изготовлению медной посуды были Москва, Вологда, Ярославль, Кострома, Тула. Но именно на уральских заводах сложились те технологические приёмы выделки сложной по формам и богато декорированной медной посуды и те основные инструменты, которые в дальнейшем будут широко использоваться и при производстве самоваров. В 30-е годы XVIII века там начинают делать чайники с ручкой. Позднее уральские заводы принялись за выпуск казанов с трубами и винокуренных кубов. По всей видимости, именно эти формы дали толчок для изготовления старинного русского напитка из мёда с пряностями. «Сбитенник» – чайник с трубой и поддувалом. Сбитенники дали начало русскому самовару. С 1730-х годов при изготовлении самовара детали делались отдельно – поддоны, ручки, крышки, краны, которые потом прикреплялись к корпусу. Сам же корпус – тулово обрабатывался на специальной наковальне, которая называлась «кобылина». В дальнейшем она стала применяться на любой самоварной фабрике и в каждой самоварной мастерской. К концу XVIII века самовар уже имел отличительные черты и те конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны нам и сейчас, что позволяет считать самовар изделием сугубо национальным. Это наличие трубы-жаровни в виде кувшина, впаянного в корпус самовара, поддувала, поддона, ручек с держателями, конфорки, крышки, колпачков-заглушек. Процесс изготовления самовара в основном состоял из 12 приёмов. В его производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар.

Внешний вид и художественное оформление самоварных форм менялось в соответствии с колебаниями общественного вкуса. Были самовары-вазы, самовары-рюмки, самовары-банки, самовары нестандартных форм. Каждая фабрика старалась придумать свои формы, непохожие на другие. Самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превратились в мастерские, мастерские – в фабрики. Во второй половине XIX века по производству самоваров Тула оказалась на одном из первых мест в Российской империи. По переписи 1912-1913 годов, в Туле было 50 самоварных фабрик с ежегодным выпуском 660 000 самоваров.

27 самоваров, представленные на выставку Виктором Николаевичем, изготовлены на широко известных в России самоварных фабриках «самоварных королей»: Баташовых, Тейле, Воронцовых, Шемариных, Копырзиных, которые положили начало целым династиям самоварных фабрикантов.

В 1860-е годы был большой спрос на самовары фабрики Баташовых. Они пользовались большой популярностью на Российских и зарубежных выставках, так как были сравнительно не дорогими и хорошего качества. В 1871 и 1873 годах они представляли свои самовары на выставках в Вене и Петербурге. Петербуржская выставка открыла для Баташовских самоваров дорогу в лучшие дворянские дома страны. На всероссийских выставках предусматривалось и то, чтобы материал был русским, и рабочие тоже были русского происхождения. Учитывалось техническое устройство фабрики и красота здания. Высшей наградой считался Государственный герб, утверждённый Министерством финансов за лучшие фабричные изделия. В 1896 году за производство самоваров наследники Баташова получили эту высокую награду. Форма их самоваров менялась и к концу XIX века на фабрике делали 165 разных фасонов.

С 1887 года начала работать фабрика братьев Шемариных. Они отправляли самовары в разные города России и являлись поставщиками Двора его величества шаха персидского. Их продукция была представлена на всемирной выставке в Париже в 1889 году и удостоена большой серебряной медали, а в 1901 году в Глазго награждена почётным дипломом. В 1913 году на фабрике работало 740 человек. Ежедневно выпускалось до 200 самоваров.

Самоварная фабрика Капырзина была основана в 1860 году. К началу XX века наследники Капырзина выпускали около 100 фасонов ёмкостью от 2 до 80 литров, в том числе самовары-кухни.

Одной из самых известных самоварных фабрик стала фабрика Воронцова. Она была основана в 1862 году. Воронцовские самовары отличались высоким качеством, долгим сроком службы и высокохудожественной отделкой. Они вписывались в любой интерьер. За год фабрика выпускала около 6000 тысяч различных по формам самоваров. Воронцову было присуждено звание «Фабрикант Двора его императорского Величества». Самовары были показаны практически на всех российских и зарубежных выставках.

Эмиль Тейле – пруссак по национальности и русский генерал по профессии, выйдя в отставку, решил заняться полезным для отечества делом. Так, в 1870 году появилась «Самоварная фабрика братьев Рейнгольда и Эмиля Тейле». Первоначально они изготавливали крышки для самоваров и поставляли их на фабрику Баташовых. А через два года организовали своё производство и встали вровень с Баташовыми. С 1892 года на самоварах они ставили клеймо «Самовары Торгового Дома В.Г. Тейле и сыновья».

Фабрика купца Ивана Капырзина была открыта в Туле в 1860 году. До 1890 года на фабрике было примерно 20 работников, но они выпускали до 100 разновидностей самоваров. Самовары изготавливались в модных стилях «рококо» и «ренессанс». Они имели форму вазы и выглядели очень изысканно и элегантно. Самовары Капырзина отличались высоким спросом у покупателей. Для их производства использовались латунь, медь, мельхиор, натуральное дерево. А на тулове было изображение 7 медалей и знак «К», который являлся знаком качества самоварной продукции. В 1921 году фабрика была национализирована и переименована в «Первую самоварную фабрику им. Ленина». Она ещё долгие годы выпускала популярные во всём мире самовары.

Самовары фабрики Григория Ивановича Тулякова – воплощение качества, простоты и изящества форм. В Туле они особенно прославились после получения наград на различных выставках и ярмарках. Медали 1897, 1899, 1902, 1903 годов украшают изделия фабрики Тулякова. Туляков применял, в основном, латунь и токмак. Самовары имели популярную форму цилиндра, репки, банки, вазы, чаши.

На протяжении более чем вековой истории самоварного производства на территории Даниловского уезда существовало несколько самоварных заведений. Но более всех был известен медно-самоварный завод семьи Пушковых, основанный в 1830-е годы. В 1906 году завод числился за Марией Дмитриевной Пушковой. Самовары, выпускавшиеся на этом заводе, имели клеймо «Заводъ Н.В. Пушковыхъ в Данилове».

Самовары фабрики «Аленчиков и Зимин» – считались достойными конкурентами тульских изделий. Фабрика основана в Москве в 1880 году носила название «Торговый Дом Аленчиков И.А. и Зимин Н.С.» и выпускала продукцию, заслуженно получившую немало наград на различных выставках. Это были оттиски медалей, полученных в Берлине с изображением Леопольда П., со Средне-Азиатской выставки 1891 года и других. Материалом для самоваров служили медь и латунь. Их самовары различного дизайна получили названия «Московская кастрюля» – знаменитый большой самовар из латуни со стильными ручками и ажурным краном, «Банка медальная», выполненная в виде тулова самоварной банки с перехватом в верхней части, с фигурными ручками и вертикальной веточкой крана, «Гладкая рюмка» – из полированной латуни. (На выставке представлен самовар-банка этой фирмы). Сохранившиеся самовары фирмы Аленчикова и Зимина радуют удивительным внешним видом, функциональностью и теперь служат украшением любой коллекции.

На выставке представлен самовар, изготовленный на первой из известных по архивным источникам самоварных фабрик в Туле. Фабрика основана в 1778 году и принадлежала Назару Фёдоровичу Лисицыну. В 1917 году она была национализирована и на самоварах, выпускаемых на этой фабрике, стояло клеймо «Самоварная фабрика 1 кооперативной артели, удостоенная диплома 1 степени».

Кроме самоваров, на выставке экспонируются полотенца, банки конфетные, чайники и сахарницы из коллекции Виктора Николаевича Сапивуза.

Научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела

Л.М. Харлапенкова

оставить комментарий