«Выставка произведений древнерусской живописи и народного искусства из личной коллекции Александра Васильевича Гулько»

Александр Васильевич Гулько родился 19 мая 1963 года в посёлке Шексна Вологодской области. Окончил Вологодский Политехнический институт в 1985 году по специальности инженер-строитель. А.В. Гулько участник выставок: «Россия, Русь, храни себя, храни» Череповец, 2003; «Образ Николая Чудотворца» Вологда, 2004; «Шедевры древнерусской иконописи» Москва, 2009; акция «Ночь в музее» Вологда, 2009; «Её величество кукла» Вологда, 2009.

Представленные предметы из личного собрания Александра Гулько свидетельствуют о том, что коллекционирование стало делом всей его жизни, которым он занимается увлечённо и, как показала эта выставка, очень профессионально. Самое главное, коллекционер тесно сотрудничает с реставраторами. Поэтому, можно отметить не только очень высокий уровень произведений древнерусской живописи и народного искусства, но и их профессиональную реставрацию. Некоторые памятники с полным правом можно отнести к очень редким по степени исполнения и сохранности, а икону «Апостол Иоанн Богослов», которая датируется первой четвертью ХV века к шедеврам древнерусской живописи.

Святитель Николай Мирликийский Чудотворец, принадлежит к числу самых почитаемых святых на Руси. В каждом храме, в каждом доме найдётся икона с его изображением. Три его образа представлены на выставке.

На выставке представлены рукописные и печатные книги. Это «Выписка из книг правой веры» рукопись XVII века, «Апокалипсис» ХIХ века рукопись с миниатюрами. «Трефологион» - печатная церковная книга, в которой собраны службы праздничные и службы святым из Месячных Миней. «Конволют» - сборник, составленный из трёх немецких печатных книг конца XVI - начала XVII веков.

В предлагаемой коллекции, показаны вещи, которые бытовали как в городе, так и на селе. Они демонстрируют традиционные направления народного декоративно-прикладного искусства, получившие широкое распространение на Русском Севере и занимают определяющее место в коллекции.

Бесспорно, в представленной на выставке части коллекции Александра Гулько, значительное место занимает праздничный «золотный» плат каргопольской крестьянки Лукерьи Васильевны Окрепиловой 1875 года (о чём свидетельствует датирующая надпись по краю платка). Узор выполнен из пряденого позолоченного серебра и бити (расплющенная тонкая проволока), отдельные крупные элементы – шитьём в прикреп по «карте», то есть по плотной бумаге жёлтого цвета (в цвет золота). Остальные элементы и надпись – в технике лицевого шитья и тамбурным швом. Не менее интересным предметом в экспозиции является головодец – венчальный убор северных крестьянок. Он украшен плотной вышивкой пряденым серебром «в прикреп». Под вышивку подложен плотный настил из льняного шнура, что делает узор выпуклым, почти чеканным и придаёт некоторую монументальность всему предмету.

Наиболее полно искусство золотошвеек раскрывается в женских головных уборах, изготовленных мастерицами Каргополья. Они украшены великолепным художественным шитьём – пряденым золотом, жемчугом и бисером.

К орнаментированным предметам относятся полотенца. Особенно богато украшалось большое рукобитное полотенце. Его ткали длиной в стену дома. Во время рукобитья (сватовства) его дарили жениху, вешая ему на шею. Это означало, что невеста просватана и жених кидал полотенце своей родне. Им украшали божницу во время свадьбы, а при поездке к венцу привязывали к дуге свадебной повозки. Полотенца развешивали в избе. Их красочные узоры оживляли её бревенчатые стены, придавая праздничность, делая жилище нарядным. Полотенцем украшали божницу в переднем углу, вешали на окна, зеркала. К свадьбе в доме устраивали своеобразную выставку рукоделий, по которой судили о мастерстве и трудолюбии невесты. Одно из таких нарядных полотенец из собрания Александра Гулько представлено на выставке.

Ещё с Х века на Руси было известно шитьё жемчугом. Жемчуг привозили с Востока, но был жемчуг и местного происхождения, добывался он в озере Ильмень и во многих русских, особенно северных реках. По качеству он не уступал привозному, но был более мелким. Памятники народного шитья жемчугом – это главным образом головные уборы XVIII-XIX веков. Их женщины надевали вплоть до первой четверти ХХ века. Но не в каждой крестьянской семье имелся такой жемчужный убор. Если он был, его берегли и передавали по наследству по женской линии. Для украшения головных уборов использовался также бисер. Его часто применяли для сеточки поднизи. Рядов поднизи бывает разное количество. На выставке в кокошнике второй половины ХIХ века их пять Верхняя сетка жемчужная, остальные четыре – бисерные.

В этой же витрине жемчужные серьги из Олонецкой губернии, Каргопольского уезда. Для их низания использован речной жемчуг, конский волос и фольга.

оставить комментарий