«Пасхальные открытки начала ХХ века из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника»

В коллекции поздравительных открыток начала ХХ века, собранной в музее, преобладают пасхальные послания, что подтверждает особое положение Пасхи среди православных праздников. Открытки служили общедоступным пасхальным подарком, удобным для пересылки по почте. На пасхальных открытках чаще всего изображался главный атрибут этого праздника - крашеные яйца, включённые в различные композиции. Неизменным спросом в России пользовались открытки, созданные западноевропейскими художниками и издателями. На открытках иностранного производства преобладали изображения ангелов, колоколов, цветов. На нескольких открытках из музейной коллекции изображены подснежники, розы, лилии. Лилия – многолетнее растение, ранее других расцветающее весной в странах Южной Европы и Средиземноморья. В христианстве лилия имеет разные символические значения, среди которых - воскресение из мёртвых, возрождение, бессмертие. Сюжетами поздравительных открыток становились возвращение с заутрени, пасхальные поцелуи, игра детей с крашеными яйцами. На одной из открыток изображена девочка, держащая в руках зайца, который в Западной Европе ассоциируется с праздником Пасхи, поскольку считается, что именно заяц приносит пасхальные яйца. Иногда открытки были репродукциями картин известных художников с изображением праздничных обрядов и натюрмортов, весенних пейзажей, евангельских сюжетов. На выставке представлена открытка с чёрно-белой репродукцией картины В.Д. Поленова «Христос среди учеников». Иногда для пасхальных поздравлений использовались открытки с видами города Кириллова, на которых было надпечатано приветствие «Христос Воскресе!», а также визитные карточки.

В музейной коллекции есть пасхальная открытка «Красное яичко», изданная Общиной святой Евгении (Комитетом попечения о сёстрах милосердия Красного Креста). Община носила имя небесной покровительницы члена Императорского Дома принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, которая была её попечительницей. Автором рисунка был художник В.А.Бобров (1842-1918), сотрудничавший с Общиной Св. Евгении с 1899 года и создавший около сорока открыток. Прибыль, получаемая Общиной от продажи открыток, шла на оказание помощи больным и бедным сёстрам милосердия.

Выставка даёт возможность познакомиться и с адресной стороной открыток. В 1904 году были введены в обращение открытки с разделением оборота на две половины: одна для письма, другая для адреса. С 1915 года на оборотной стороне открыток, издаваемых Общиной Святой Евгении, воспроизводился рисунок, выполненный художником С.В. Чехониным (1878-1936). Он включал в себя изображение эмблемы Красного Креста в центре прямоугольной печатки с надписью «В пользу Общины Св. Евгении» в левом верхнем углу почтовой карточки.

Красочные открытки хранились в альбомах, иногда их помещали на стену в «красный угол».

Большинство поздравлений с «Высокоторжественным Праздником Светлого Христова Воскресения», ставших экспонатами выставки, были написаны жителями города Кириллова и Кирилловского уезда. Среди них выделяются комплексы открыток, адресованные Майоровым – уроженцам деревни Кудрино Волокославинской волости и Тихомировым – учителям из села Петровское Талицкой волости. На выставке представлены открытки, поступившие в музей в разные годы и от разных лиц, в том числе от В.А. Веденина, А.Н. Пробичева, В.И. Гостинщиковой.

оставить комментарий