«Живопись художника Н.В. Баскакова»

Жизнь и творчество Н. Баскакова, известного вологодского художника, сегодня трудно себе представить вне вологодской, родной для него земли. Здесь он родился в г. Кадникове, вы­рос, возмужал, нашел свое призвание, в чем немалая заслуга его первого учителя, художника В.В. Тимофеева (1886-1954), который организовал и возглавил художественную студию в г. Соколе Вологодской области, в городе, где жил и учился Н. Баскаков. Здесь на вологодской земле сформировалось и окрепло его творчество.

Н. Баскаков относится к тому поколению художников, чья юность пришлась на годы военного времени. В 1945 году шестнадцатилетний юноша Коля Баскаков уезжает учиться в Московское художественное училище «Памяти 1905 года», А в 1956 году, после окончания Московского художественного института им. В. Сурикова, Н. Баскаков возвращается на родину.

По возвращении на Вологодчину Н. Баскаков проявля­ет активную творческую и общественную деятельность и в 1961 году возглавляет Вологодскую организацию Союза худож­ников РСФСР. Художник пишет портреты своих современников, пейзажи Вологды и ее окрестностей, натюрморты.

Город Вологда становится для Н. Баскакова не только основ­ным местом жительства, но и «прибежищем души» мастера, неким «живым организмом», близким ему существом. Город в живописных образах является для художника средоточием его чувств. Их взаимоотношения передаются через эмоциональ­ный накал душевных переживаний, чувств, настроений, овла­девающих живописцем в данных обстоятельствах и в данный момент. Не поэтому ли в его пейзажах, посвященных родному городу, всегда ощущается взволнованный, исповедальный голос автора?

В вологодских пейзажах Н. Баскакова зачастую радость бытия омрачается го­речью утрат, которые вызваны разрушением облика древнего города, близкого сердцу художника. В них каждый новый взвол­новавший художника мотив подтверждает его сопричастность к судьбе города.

Начало 60-х годов было достаточно плодотворным и успешным временем для художника. Он создает ряд замечательных портре­тов вологжан, своих земляков. Портреты написаны уверенным, лепящим форму мазком. Через гармонию цветовых отношений художник передает свои чувства к модели, прежде всего, как к личности мыслящей и одаренной. Работы Н. Баскакова этого времени лиричны по настроению, согреты теплыми дружескими чувствами живописца к портретируемому. Но вся натура худож­ника заключается в том, что, достигнув определенной поставлен­ной пластической задачи, он не повторяется, не эксплуатирует найденный живописный ход, а стремится к новым свершениям.

Незатейливая простота мотивов произведений художника, их повторяемость не умаляет ни живописную выразительность, ни содержательную остроту созданных им образов. В каждом от­дельном случае, незначительно изменяя цветовые отношения, он добивается отличного по интонации, эмоциональной окраске то взволнованного, тревожного, то спокойного, ясного звучания образа.

Худож­ник «смоделировал» на плоскости свой всеобъемлющий мир: пронзительный и взволнованный, прекрасный и гармоничный. Мир его образов - Вологодская земля, «волшебный край», кото­рый для художника стал той самой «драгоценной каплей», вме­щающей всю Вселенную.

В творчестве он беспощаден к себе. Отдается любимому делу с полной самоотдачей, в поиске порой доходя до изнеможения, терзая измученное сознание сомнениями, и потом опять в путь, к неведомому. Открытия и горечь разочарования - все это для мгновения счастья, когда к согласию приходят душа мастера и мир вокруг, а главной посредницей между ними всегда для Н. Баскакова была живопись.

Искусство Николая Баскакова, связанное с поисками и экспе­риментами в пределах самой пластики, и по сей день является необходимым «питательным источником» для современных во­логодских художников. Его произведения воспринимаются остро и современно.

Николай Баскаков, как никто другой, сумел передать в них чувство своего времени, его нерв, драматичность.

оставить комментарий