«Польское деревянное наследие»

На выставке представлены:  древнейшее деревянное поселение в Бискупине, занесенное в список мирового наследия, деревянные костелы в Малопольше, евангелисткие церкви XVII в. в Яворе и Свиднике; городские дома, церкви, молельни, мечети, протестантские церкви, курортные здания водолечебниц, закопанский стиль, архитип польской усадьбы (воспроизводящийся с помощью различных технологий и материалов по сей день), расписное деревенское зодчество, уникальные конструкции из дерева (мосты, градирни), средневековая норвежская церковь.

 

В Польше существует более 30-ти музеев-заповедников под открытым небом (при общих ее размерах, сравнимых с площадью территории Вологодской области), которые сохраняют не только деревянные памятники, но исторический ландшафт, а также этнографический колорит. Музейные собрания постоянно развиваются и пополняются. Помимо государства этой работой занимаются общественные организации и частные лица. В своем выступлении на открытии выставки Р. Челонткоская отмечала проблемы, мешающие сохранению архитектурного наследия до боли знакомые и нам: недостаток финансирования со стороны государства, нехватка квалифицированных реставрационных кадров, бюрократические проволочки. Несмотря на все, хочется отметить, что в целом памятники в Польше находятся в хорошем техническом и реставрационном состоянии.

 

Стилистически следуя европейской традиции, польское деревянное зодчество имеет свою собственную интерпретацию и стилистическое разнообразие. Традиции деревянного зодчества в Польше охватывают более чем 2000-летнюю историю страны, на которые свое влияние оказали австрийские, немецкие и русские архитектурные традиции.

 

В западной части Польши остались поселения сельского типа, построенные вблизи водоемов и окруженные земляными или деревянно-земляными валами. Одно из таких поселений на острове озера – Бискупин, был открыт в 1933 году. В настоящее время оно частично реконструировано и открыто для посетителей. Древесина, использованная при его строительстве, датируется 747-722 г. до н.э.

Население города насчитывало до 1000 человек. Остров окружен волнорезом, изготовленным из нескольких десятков тысяч заостренных свай, вбитых под углом в дно озеро, а также валом 3,5 м в ширину и 6 м в высоту, состоящим из трех рядов сундуков без дна, заполненных землей. При этом они были обмазаны глиной, что придавало им огнеупорность. С берега к острову вел мост на сваях длиной 250 м, завершавшийся воротами, представлявшими собой единственный въезд на территорию поселения. За воротами находилась обширная площадь, от нее вдоль стен  тянулись 11 параллельных друг другу улиц. Дороги были выложены бревнами. Улицу образовывали дома, соединенные щипцами, стрельчатой конструкции. Каждый отсек, площадью около 70-90 м2, состоял из сеней и жилого помещения (избы), в которой находилось общее ложе и печка. На чердаке хранились съестные припасы. В хате проживало 7 – 10 человек. Поселение пришло в запустение в результате внезапного подъема уровня воды, которая и законсервировала необычайные реликты.

 

После принятия христианства (966 г.) с Запада в Польшу пришла экономическая стабильность, в результате чего появились многочисленные поселения и посады.

В это время появляются сложные строения защитных валов и мостовых конструкций, где опорами служили связки свай, вбитых в дно озера длиной до  436 м.

В этот период интенсивного появления западных поселений, связанный с систематическим заселением пустующего пространства, поселенцы привносят в строительство собственные традиции. Одной из них была скелетная конструкция зданий, которую вы можете встретить во многих европейских странах. Она состоит из деревянных столбов, скрепленных горизонтальными ригелями и усиленных наклонными укосинами. Пространство скелета заполняли глиной, а позже – кирпичом.  

 

Интересным эпизодом средневековой архитектуры Норвегии на территории Польши является храм 12-13 в. Ванг в Карпаче. Находится он в Карконошах благодаря норвежскому художнику Йохану Дали, которые перевез его в Польшу в 1841г. желая спасти памятник от небытия. Конструкция храма состоит из мощных круглых столбов, расположенных по углам строения и скрепленных у основания насадками. Стена заполнена частоколом из массивной дранки. Высокая двускатная крыша, покрыта гонтом и украшена драконьими головами. Несмотря на промахи реставраторов и нежелательные перемены, в его интерьере сохранились подлинные детали и львиные мотивы.

 

Также на выставке представлены сохранившиеся костелы XVI века в Малопольше (южная часть Польши), находящиеся в Списке мирового наследия ЮНЕСКО.

Рубленые из дерева здания имеют характерные стрельчатые двух- или трехскатные крышы, в настоящее время подбитые гонтом (раньше их покрывали тростником или соломой). Они выполнены на высоком уровне плотницкого искусства, балки и бревна отесаны, в соединениях имеются скрытые шпунты, ориентированы пресвитерней на восток. Костел состоит из двух частей: меньшей - пресвитерни и большей - нефа в форме квадрата или треугольника. Внутренняя часть помещений была темной,  маленькие окна размещались с южной или восточной сторон. На северной стороне, как месте действия злых сил,  окон не делали, она использовалась под роспись, представлявшую сцену смерти и ада. Полы в костелах были каменные, кирпичные, дощатые или из утрамбованной глины, в зависимости от степени зажиточности строивших. 

 

После церковной реформы XVI в. на территории Польши появились евангелисткие храмы. К ним предъявлялись довольно конкретные требования: они должны были быть просторными, светлыми, содержать изображения назидательного характера из житий мучеников и святых. Вестфальский мир 1648 г. гарантировал лютеранам право на строительство 3 храмов, но на определенных условиях. Церкви должны были быть построены за счет паствы в течение одного года с момента начала работ. Их можно было построить из недолговечных материалов дерева и глины; отсюда скелетная конструкция с соответствующим наполнением. Сохранилось 2 евангелистские церкви мира в Яворе и Щвиднике, поражающие размахом, они способны уместить около 6-7 тысяч человек. Памятники занесены в Список Мирового Наследия. Оба объекта проектировал вроцлавский военный инженер Альбрехт фон Забиш.

 

Во второй половине XVII в.  эпоху центр города представлял рынок с одно- или двухэтажной ратушей с оштукатуренными стенами. Единственный экземпляр такой ратуши 1743 г. сохранился в Сульмежицах. На первом этаже ее расположены архивы и небольшой склад, на втором – залы заседаний городского собрания и квартира бургомистра.

Особым типом застройки были корчмы, места встреч и развлечений. Типовой комплекс состоял из закусочной, квартиры, гостиничных номеров, конюшни и каретного сарая в отдельном здании. 

 

Сельские дома были различны по типу, имели простые и сложные планировки. На территории Жулав (север Польши) сохранились большие дома с аркадами, наиболее интересные из них относятся к концу XVIII – началу XIX столетий (Трутновы, Ружыны).

Резиденции шляхты, утратившие оборонный характер, назывались усадьбами, помещичьими домами, что символизировало целый ряд вспомогательных построек. Они были чрезвычайно разнообразны: различались величиной (в зависимости от материального положения владельцев), могли быть одно- или двухэтажными.

Наиболее устойчивым типом, дошедшим до наших дней, является дом-усадьба в стиле барокко – одноэтажный, прямоугольной формы, с осью, подчеркиваемой крыльцом и  угловыми эркерами. Внутри имелась внушительных размеров прихожая с деревянной лестницей, выдвинутой на первый план, со стороны сада она сменялась столовой или салоном. Стены были либо из натурального дерева, либо отштукатурены. Здание покрыто высокой, часто ломаной (польской) крышей (Ляскув, Ожарув). В мансарде располагались спальни, освещаемые через окна над крыльцом.

 

В северо-восточной части Польши во второй половине XVII в., после раскола Русской Православной Церкви, нашли приют старообрядцы, создавшие множество общин. Святым местом для них были молельни, из которых сохранились лишь очень немногие (Войново). На первых порах это были простые строения в виде хат из нетесаных бревен полукруглой формы. Иконостасом служила восточная стена, отличавшаяся от остальных барьером и более высокими полами, украшенная полотенцами и иконами, расставленными на полках.

Сохранившиеся униатские церкви относятся к 19 и 20 в. и большинстве своем переоборудованы либо в католические костелы, либо в церкви.  

 

Довольно характерными для архитектурного пейзажа городов были также синагоги, принадлежавшие евреям, компактно проживавшим либо в отдельных городках, либо особых кварталах с впечатляющими люлькообразными крышами с растительно-геометрическими мотивами, с сочетанием пурпурного, голубого, зеленого и желтого тонов.

 

В заключение, хотелось бы упомянуть о заповеднике на Вдзыдзах Кишевских, представленном на выставке, находящемся в нескольких десятках километрах от Гданьска, где автору этих строк удалось побывать в марте 2010 года.

Начало музея датируется 1906 годом. Его создатели – Теодора и Исидор Гульговские, основали первый в Польше музей под открытым небом. Они устроили его в крестьянской хате 18 в., которую выкупили у местного хозяина. Там они сосредоточили типичные для той эпохи предметы домашней и хозяйственной утвари, а также ценную коллекцию расшитых золотом чепцов, картин, написанных на стекле и керамике.                                                                                                                                                                                                Научная и общественная деятельность основателей музея позволили познать красоту кашубского народного искусства, представленного искусно плетеными изделиями из коры и многоцветной вышивкой.

В настоящее время музей, занимает 22 га, расположенных в сосновом бору на высоком берегу озера Голунь и застроенных объектами региональной архитектуры. Хаты, сельские резиденции, школа, кузница, ветряные мельницы, деревянный костел 1700 года, хозяйственные постройки и ремесленные мастерские – 45 объектов из Кашубии и Кочевья, которые свидетельствуют о богатстве и разнообразии сельского строительства в период XVII –XX вв. Воспроизведенные интерьеры с подлинной домашней утварью время от времени демонстрируются в действии. Хозяйственные и промышленные механизмы придают этому месту необычайную атмосферу, подчеркнутую живописным расположением музея и красотами окружающей природы.

Помимо научной и реставрационной работы, музей занимается популяризацией народной культуры региона с помощью различных форм просветительской деятельности.
В костеле  круглый год по воскресеньям и в праздничные дни проходит богослужение; отбываются также различные требы, связанные с повседневной жизнью
(например венчание). В музее также торжественно отмечаются важнейшие традиционные польские праздники, при этом в соответствии на Пасху, Троицин день, Тело Господние, Успение Богородицы, Рождество с обрядами изменяется убранство интерьера.

 

Здесь перечислена небольшая часть из того, что представлено на выставке.

оставить комментарий