«ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ……»

В 2014 году в Казенной палате Кирилло-Белозерского музея-заповедника проходила выставка «ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ» (образ Богоматери XVIII–XIX веков из собрания темперной живописи Кирилло-Белозерского музея – заповедника).

На выставке представлены иконы с изображением Богоматери в её многочисленной иконографии. Созданные в Новое время, они отразили не только новые художественные решения появившиеся в русской живописи под влиянием западноевропейской художественной традиции, но и многовековые традиции русского иконописания предшествующих столетий.

Формированию иконографии Богородицы способствовали Богородичная догматика, а также ряд основных источников – Евангелия, труды Отцов и Учителей Церкви, Жития святых, Апокрифы.

Образ Девы Марии имеет исключительное значение в православной духовности и христианской иконографии, свидетельствуя о Её значении в жизни Церкви и человека. На бескрайних просторах России в каждой церкви и часовне, в крестьянских избах, в городских домах, царском дворце и боярских хоромах, в присутственных местах и учебных заведениях непременно были иконы Богоматери. За одиннадцать веков христианской культуры в России создано более тысячи чтимых и чудотворных икон Богородицы. Всего, со времени Крещения Руси, многими поколениями иконописцев были созданы миллионы Её изображений разных названий и иконографических изводов. Такое количество богородичных икон свидетельствует о большом почитании образа Девы Марии в русской церкви. Ей посвящаются многочисленные престолы в храмах городов и в монастырях. Сама Россия считается «уделом Богородицы». В житийных иконах русских святых, в сказаниях о чтимых иконах с образом Богоматери отражены не только догматы православия, но и конкретные исторические события, осмыслена история страны. Перед иконами Девы Марии молились в тяжёлые смутные времена, она являлась подвижникам, указывая им путь для устройства новых обителей. («Богоматерь Знамение» в 1170 году спасла Новгород от осаждавших его суздальцев., «Богоматерь Владимирская» в 1395 году оградила Москву от полчищ Тамерлана, «Богоматерь Казанская» - главная икона России в тяжёлое смутное время. С явлением Богородицы связано немало чудес которые указывали места для устройства обителей.

«Богоматерь Боголюбская» указала Великому князю Андрею место для строительства монастыря и города, который он назвал Боголюбовым, икона «Богоматерь Одигитрия Кирилло-Белозерская» указала путь для основания монастыря в 1397 году Великому подвижнику преподобному Кириллу Белозерскому). Со временем сложились народно-церковные представления о необходимости молиться определённым иконам Божией Матери о помощи в тех или иных трудных жизненных обстоятельствах. Появляется особый жанр – сочинения об иконах Богоматери и чудесах, от них происходивших. В них перемежались реальные свидетельства о чудесах с полулегендарными рассказами. Это были своего рода первые исследования богородичных икон и осмысление её многочисленной иконографии.

Первые иконы Богоматери христианское предание приписывает творению апостола и евангелиста Луки. На Руси почиталось не менее десяти приписываемых ему икон. Первой по времени византийской иконой, которая позже прославилась как общенациональная святыня, была «Богоматерь Владимирская». Это великое произведение было привезено на Русь в XII веке и вплоть до наших дней стало образцом для множества икон-повторений. В XII – XVI веках прославились чудотворные иконы «Знамение», «Тихвинская», «Фёдоровская», «Смоленская», «Казанская», «Корсунская» и другие. С них делались многочисленные списки. При строгом соблюдении канона они никогда не копировались иконописцами буквально.

Начиная с конца XVII-го и весь XVIII век идёт интенсивное строительство церквей в городах и сёлах, что влечёт за собой необходимость создания большого количества икон для наполнения вновь отстроенных храмов. Для этого привлекается широкий круг иконописцев, изготовление икон преодолевает рамки старых цеховых традиций, когда искусство иконописи было, чаще всего, семейным делом и обучение которому начиналось «с младых ногтей». Иконописцами становятся люди разных сословий – крестьяне, посадские люди, купцы. Искусство иконописи выходит за пределы старых центров, становится ремеслом более демократичным и получает массовое распространение.

В вологодских землях иконописание имело очень давние самостоятельные традиции, но с наступлением Нового времени надзор за художественным качеством икон начинает осуществляться эпизодически. Это приводит к тому, что многочисленные иконописные произведения становятся разнообразными по характеру живописи, поражают обилием манер и разных почерков.

Иконопись XVIII-XIX веков становится неоднородной, и часто с трудом поддаётся датировке и атрибуции по визуальным признакам. Работы одних мастеров представляют многогранный пласт, ещё связанный неразрывными узами с искусством иконописи развитого XVII века («Богоматерь Боголюбская» XVIII в. с предстоящими избранными святыми и московскими митрополитами, являющейся одним из вариантов широко почитавшейся в Москве иконы «Моление о народе» XVII века).

В других активно используются западноевропейские иконографические схемы и художественные приёмы, сочетающие традиционные иконописные изводы с чертами нового светского искусства. Святые изображаются в более сложных ракурсах на фоне пышных архитектурных кулис, позёмы представляют реалистический пейзаж, вопреки традиционной иконописной схеме, в композиции вносится элемент жанровости. («Вознесение Господне» XVIII век, «Сошествие Святого Духа на апостолов» XVIII век, «Покров Пресвятой Богородицы» XVIII век). Деву Марию стали изображать в синем мафории и часто с непокрытой головой (икона «Рождество Христово» XVIII век).

В тысячелетней иконографии Рождества Христова сложилось два типа композиции, краткий и развёрнутый. В развёрнутый извод включается кроме шествия волхвов, сцена их поклонения и поднесения даров Деве Марии с младенцем Христом. Иногда эта сцена становится самостоятельным изводом. Так на иконе, представленной на выставке, с надписью иконописца «Рождество Христово» изображена сцена «Поклонение волхвов».

Иконы XVIII – XIX веков долгое время были недооценёнными и по-настоящему не рассматривались как произведения достойные детального изучения и выставочного показа. Но они, безусловно, интересны современному зрителю, так как погружают нас в социальную и историко-культурную среду русского общества Нового времени.

В последние годы музейное собрание обогатилось отреставрированными, т.е. восстановленными в первоначальном виде памятниками темперной живописи XVIII-XIX веков. Таким образом, появилась возможность ввести их в научный оборот и показать на выставках для широкой аудитории.

Почти все иконы, представленные на выставке, экспонируются впервые.

Л.М. Харлапенкова, сотрудник экспозиционно-выставочного отдела

оставить комментарий